Connect-Universum-Junior-2015: Кампус как центр университетской и культурной жизни

Connect-Universum-Junior
Салато Анастасия Евгеньевна
обучающаяся группы бизнес-инкубатора для старшеклассников МАОУ «Планирование карьеры» г.Томска

Аннотация: Автор статьи обращается к современной ситуации положения кампуса в жизни студентов. На примере зарубежных и российских кампусов сравниваются условия для обучения и отдыха абитуриентов, а также их участия в культурной жизни университета и создание различных проектов, которые будут использоваться в дальнейшей практике.

Слово Campus имеет латинское происхождение и обозначает «поле», «открытое пространство». Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета в XVIII веке. Ка́мпус – университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д. Обычно планировка кампуса представляет собой прямоугольник. Территория кампуса как бы отделена от территории города.

В нашей стране территории, закрепленные за вузами, называли студенческими, университетскими или институтскими городками. Со времен СССР на территории большинства российских студенческих городков размещается лишь стандартный набор зданий: учебные корпуса, общежития, спорткомплекс, столовая и зона отдыха. Зарубежные студенческие кампусы имеют очень развитую инфраструктуру. Здесь кроме выше названного может находиться музей, студенческий театр, часовня, магазинчики, дискотеки, кафе и бары. Студенты могут найти работу на территории кампуса [1].

В концепции создания малого кампуса Дальневосточного федерального университета на 2011-2019гг. кампус университета рассматривается как привлекательная учебная, рекреационно-досуговая зона, обеспечивающая развитие спорта и культуры как важных элементов привлечения студентов, разработку и реализацию программ поддержки студенческих инициатив, организацию досугового пространства, а также организацию спортивного пространства кампуса [2].

Кампус предполагает организацию ряда профильных пространств:
— образовательное пространство;
— информационно-интеллектуальное пространство;
— научно-исследовательское пространство;
— культурно-досуговое пространство;
— физкультурно-спортивно пространство;
— социальное-оздоровительное пространство;
— пространство международного сотрудничества.

Каждое пространство включает более узкие зоны, которые сообщены между собой транспортно-пешеходной сетью [2].

Безусловно, термин как и система кампуса перешли к нам из-за границы, и в нашей стране имеет не столь длительную историю и распространение. Однако с каждым годом количество и уровень организации кампусов в России растет.
Для обеспечения студенту в кампусе информационно-образовательного пространства организационно студент должен быть помещен в особую среду, представленную современно оборудованными аудиториями, информационно-библиотечным центром, центром дистанционного (электронного) обучения, помещениями для взаимодействия студентов и преподавателей: учебными и научными лабораториями; конференц-залами и т.п.

Развитие научно-исследовательского пространства предполагает создание научных и учебных лабораторий, экспериментальных площадок как в самом кампусе, так и в идеале на базе школ и дошкольных учреждений для организации преемственности исследовательской деятельности будущих студентов с юных лет.

Социально-оздоровительное пространство кампуса включает общежития для проживания студентов и преподавателей, пункты питания и мед.пункты.
Плюсы и минусы жизни в общежитиях кампусов.

На первом месте среди преимуществ находится неповторимая атмосфера, которая царит в студенческом общежитии. Плюсом проживания в общежитии безусловно является возможность быстрее социализироваться и адаптироваться к студенческой, самостоятельной жизни.

Не понравится жизнь в общежитии может тем, кто предпочитает уединенность: в университетских общежитиях довольно небольшие комнаты. Кроме того, многие университеты на время отдыха выселяют студентов из общежитий. И последнее, что можно отнести к минусам – это необходимость строго соблюдать правила проживания в кампусе. В каждом университете они разные, но в основном сходятся в главных: запрещено приводить гостей в свою комнату и вообще на территорию кампуса, есть «комендантский час», в некоторых – нельзя курить и распивать спиртные напитки, слушать громко музыку, содержать животных и т.п.

В каждом общежитии есть старосты, которые выбираются из числа студентов –старшекурсников[1].

Сравнение Российских и зарубежных кампусов.

• Жизнь в кампусах в США:
Выбирая американский университет, стоит ориентироваться не только на качество образования, но и на условия проживания. Традиционно, большая часть студентов предпочитает жить в кампусе. Поскольку многие кампусы в США строились вместе с университетами, многие из них представляют собой не просто типовые общежития, а настоящие памятники архитектуры. Обычно кампусы находятся рядом с местом учебы или на территории вуза. Многие университеты Америки настаивают на том, чтобы студенты жили в университетском городке хотя бы в течение первых двух лет обучения.

Американские общежития – это смешанные корпуса, где юноши и девушки живут в одном здании, но на различных этажах или в разных крыльях. Ванные комнаты и кухни обычно общие и расположены на этаже. Бывает и другой вариант – студенческие апартаменты с несколькими комнатами, общим холлом и ванной комнатой. Необходимая мебель, освещение, Интернет и телевидение уже будут [1].

У проживающего в кампусе меньше забот и ответственности: оплата производится один раз в год, перед заездом, поэтому думать о ежемесячных коммунальных платежах, оплате интернета и прочих услуг, как это бывает при съеме квартиры, не требуется. Помимо прочего можно сэкономить на транспортных расходах, т.к. общежития находятся в шаговой доступности от университета. Еще один плюс – безопасность, так как территория кампуса охраняется. Однако главным минусом проживания в кампусе является высокая стоимость. В большинстве случаев это примерно половина от стоимости академического года.

Самые престижные кампусы США

1) Гарвардский университет
В университете 11 отдельных академических подразделений с кампусами по всему Бостону. Площадь главного кампуса 85 га. В кампусе находятся центральные административные здания, основные библиотеки, академические здания, большинство общежитий, церковь. В других кампусах находятся музеи, библиотеки, рестораны и бары. Кампус Гарварда отличается неописуемой красотой парков.

2) Стэнфордский университет
Площадь кампуса 3310 га. Кампус университета можно соотнести с небольшим самостоятельным городом: собственная электростанция, система водоснабжения, почтовый индекс, свои озера и т.д. Университет поощряет развитие искусств у учеников, поэтому в кампусе много танцевальных, театральных, музыкальных кружков. Также там есть спортивные объекты, рестораны, парки, церкви, магазины и все, что может сделать жизнь студента веселее, приятнее и менее проблематичной.

3) Мичиганский университет
Кампус имеет площадь около 280 га., поделен на 4 части, включающие в себя более 500 главных зданий. Одни из самых больших библиотек и футбольных стадионов в США находятся в этом кампусе. Кампус включает больше количество всевозможных музеев. В некоторых зданиях университетского кампуса проводят хирургические операции, амбулаторное и стационарное лечение.
4) Виргинский Университет
Кампус относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Кампус отличается уникальной архитектурой «Джефферсона». Ротонда, самое узнаваемое сооружение кампуса, является половиной высоты и ширины Пантеона в Риме. Лужайка и ротонда была моделью для многих аналогичных конструкций «централизованной зеленых зон» в университетах по всей стране. в кампусе также находятся музеи, парки, научные центры, спортивные сооружения и т.д [1].

• Жизнь в российских общежитиях:
К плюсам жизни в общежития российских вузов можно отнести стандартные: возможность общаться с однокурсниками, старшекурсниками, завести новые знакомства, которые помогут в дальнейшей жизни, например в поиске хорошей работы. Также один из плюсов – это развитие в себе самостоятельности.
К главному минусу жизни в общежитии следует отнести мало личного пространства, иногда — невозможность приготовить хорошую еду из-за нехватки денег или подходящей техники. Могут возникнуть сложности с учебой из-за большого количества отвлекающих факторов. Еще один минус, встречающийся не редко – отсутствие гарантии 100%-ной сохранности личных вещей из-за возможного воровства.

Кроме того, есть отзывы на форумах о наличии в некоторых ВУЗах РФ «дедовщины», чаще относительно парней.

Самые современные российские кампусы

1) Сибирский федеральный университет
Был образован в 2006 году путём объединения четырёх крупнейших вузов города Красноярска. Предусмотрено, что в скором времени кампус займёт уже 650 гектаров, а на его территории будет построено 22 объекта. Кампус включает в себя учебные корпусы, здание библиотеки с хранилищами на 3 миллиона томов, спортивный комплекс, конгресс-холл, общежития для студентов, служебное жильё для преподавателей, гостиницы, кинокомплекс и магазины.

2) Дальневосточный федеральный университет
Находится на о.Русский, в 10 км. от Владивостока. В 2012 году после проведения Саммита АТЭС вся построенная в рамках подготовки к мероприятию инфраструктура перешла во владение ДВФУ. Общая площадь кампуса более 1 200 000 кв.м., он включает в себя 11 зданий студенческого общежития, учебные корпусы, административные здания и спортивную инфраструктуру. Новинкой для российского высшего образования стал открытый в университете медицинский центр. Он даёт возможность проводить подготовку студентов, в том числе по программам магистратуры, и одновременно вести широкий спектр исследований, упор в которых предполагается делать на использовании в медицине морских ресурсов с прицелом на внедрение технологических разработок в практическую медицину [3].

3) Казанский (Приволжский) федеральный университет
Высшее учебное заведение Казани, один из десяти российских федеральных университетов; старейший, после Московского, непрерывно существующий университет России. Включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

4) Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
СВФУ был официально создан на базе Якутского государственного университета им. Аммосова в апреле 2010 года. В состав нового вуза входят 40 учебно-лабораторных корпусов, культурный центр, легкоатлетический манеж, бассейн, профилакторий, лыжная база и научная библиотека. Общая площадь общежитий составляет более 88 000 кв.м.

5) Университет Иннополис
Кампус нового российского вуза состоит из учебно-лабораторного корпуса, 4 зданий общежития и спортивного комплекса. Общая площадь составляет более 35 000 кв.м. Современная архитектура этого ансамбля напоминает скорее не российские аналоги, а лучшие образцы современных студенческих городков Европы, Азии и США [4].

Для организации досуга студентов в кампусе организовано такое пространство, которое способствует развитию творческой инициативы студентов, обеспечивает реализацию инновационных проектов, дает возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.
Томск традиционно считается студенческим городом, в котором насчитывается большое количество высших учебных заведений, в том числе некоторых с мировым именем.

Одним из таких университетов является ТГУ, в который я в дальнейшем планирую поступать. На данный момент я знаю о существовании нескольких проектов, созданных студентами, которые реализуются в наше время.

Первый проект — это запуск первого в Томске интернет-радио. Данный проект запустили студенты 4 курса международного факультета управления. В эфир они выходят со своих ноутбуков и компьютеров с помощью специальных программ. Основное время эфиров — вечером и ночью. Они охватывают абсолютно разные тематики: от музыкальных подборок до передач о футболе, стереотипах в обществе, анонимности в сети и т.д. Также радио анонсирует для слушателей мероприятия, интересные и важные для студентов и молодежи, проводятся различные акции в прямом эфире [5].

Следующий проект — это участие ТГУ в программе Enactus, в состав которой входит 1650 вузов со всего мира. Участие в данной программе позволяет организовывать международные студенческие обмены и повышать рейтинг учебного заведения. Команда Enactus ТГУ существует 10 лет. 3 года подряд участники команды становились победителями Регионального и Национального этапов соревнований SIFE, и представляли Россию на Мировых кубках SIFE-2009, 2010 и 2011 годах [6].

Еще один проект — это психологическая служба ТГУ. Основной целью деятельности которой является создание системы социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и профессионализации студентов, направленной на формирование комфортных условий обучения в вузе, а также на развитие личностных качеств студентов, обеспечивающих их профессиональную и жизненную успешность [7].

Психологическая служба предлагает различные профориентационные и личностные тестирования, а также тренинговые и образовательные программы.
Таким образом, на основе приведенных данных, можно сделать вывод, что кампусы действительно являются центрами культурной и университетской жизни. Кампус как город в городе, в состав которого входят различные спорткомплексы, студенческие театры, кафе, бары, музеи, дискотеки и др. Кроме того, кампусы являются одной из особенностей, которая отличает одни университеты от других. Кампусы существовали раннее и продолжают появляться и развиваться сегодня, приобретая новые черты, расширяясь, постоянно «обрастая» новым помещением, содержанием, идеями. На территории университетов в креативной и инновационной среде возможно создание и реализация разнообразных совместных студенческих и преподавательских проектов, что, в свою очередь, дает университету новый виток развития.

Список литературы:
1. Образование в США: основная информация. URL: www.hotcourses.ru/study-in-usa/accomodation/student-accommodation-in-the-us/ Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015).
2. Приложение 12 к Программе развития Школы педагогики на 2011-2019 г. Концепция создания малого кампуса. URL: uss.dvfu.ru/struct/...ctrl/.../pril12_kontsep_sozdan_malogo_kampusa.doc Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015).
3. Портал журнала «Наука и жизнь» // Университет на Русском URL: www.nkj.ru/archive/articles/23474/ Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015).
4. Лучшие университетские кампусы России: живи, учись и отдыхай URL: megamozg.ru/company/innopolis_university/blog/11228/ Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015).
5. Первое в Томске интернет-радио. URL: obzor.westsib.ru/news/401264 Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015)
6. Enactus в России. URL: www.enactus-rus.ru/ Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015).
7. Психологическая служба ТГУ URL: ps.tsu.ru/index.php/o-nas.html Электронный ресурс. (Дата обращения: 6.05.2015).

Научный руководитель: Мирицкая Екатерина Александровна, психолог, руководитель Бизнес-инкубатора для старшеклассников МАОУ «Планирование карьеры».
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.