Connect-Universum-Junior-2015: Этнические стереотипы в межличностных коммуникациях томского студенчества

Connect-Universum-Junior
Ситник Галина Александровна
Томский государственный университет, кафедра социальных коммуникаций

В эпоху глобализации человечеству становится очевидным то, что оно развивается путем расширения межкультурных связей и интеграции процессов деятельности различных народов и государств. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни большинства стран в мире. Сегодня мы видим, что каждая этническая общность подвергается влиянию других общественных культур. Это выражается в росте культурных обменов между странами. В частности, это наблюдается в сфере образования. Современные студенты мобильны и готовы обучаться в университетах других государств.

В связи с этим, вопрос о культурных различиях и этнической самобытности народов приобретает особую актуальность. В настоящий момент народы стараются сохранять и развивать свой культурный облик. Это стремление к сохранению культурной независимости подтверждает тот факт, что человечество становится более взаимосвязанным и целостным, не утрачивая многообразия культуры. Учитывая эти тенденции, на мой взгляд, необходимо уметь выявлять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться эффективной коммуникации.

Становясь участником межкультурных контактов, человек часто испытывает трудности в коммуникации. Причиной тому являются различия в языках, нормах поведения, различное мировосприятие и стереотипы.

Понятие «стереотип» ввел американский писатель и журналист Уолтер Липпман в 1922 году в своей книге «Общественное мнение». В ней он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается сегментировать людей. Стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Как правило, общественное мнение просто ставит «штамп» на основе некоторых
характеристик.
Американский ученый выделает две причины, по которым мы следуем стереотипам:
1. Экономия усилий. Человек не в состоянии принять не сложившийся образ, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и способы общения, утомительна, а если он очень занят, то она практически обречена на провал.
2. Защита положения в обществе. Системы стереотипов могут служить ядром личной традиции, способом защиты своего социального статуса. Они представляют собой упорядоченную и непротиворечивую картину мира.
Стереотипное представление может быть неполным, но это представление возможного мира, к которому человек приспособился. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то человеку на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между его личным миром и миром вообще.

Таким образом, мы видим, что стереотипы присущи всем людям в большей или меньшей степени, они выполняют защитную, познавательную, информационную функции. Но также часто являются неправильным отражением действительности. Разнообразные впечатления человека о мире трансформируются в идеи, установки, ожидания и стереотипы, которые становятся регулятором и образцом поведения в обществе.

Общаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют склонность воспринимать их поведение с позиции своей культуры. Непонимание чужого языка, мимики, жестов часто ведет к неправильной интерпретации их действий, а это в свою очередь является причиной множества негативных чувств и эмоций: настороженность, враждебность, непонимание. В результате такой коммуникации у людей складываются этнические стереотипы, которые представляют собой предубеждения о типичных характерах, чертах, манере поведения какого-либо народа или культуры. Этнический стереотип – это социально-обусловленный схематический образ своей этнический общности или представление о других этнических общностях. Как уже было отмечено, стереотипы возникают из-за стремления человека к «экономии мышления». Они формируются как в процессе межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, анекдоты), а также предупреждения из исторического прошлого, например традиций и обычаев.
Этнические стереотипы бывают часто эмоционально окрашены симпатиями или антипатиями к чужеродному этносу. Многие черты и характеристики, которые представители одного народа рассматривают как проявление ума, представители другого посчитают это проявлением хитрости. Или то, что в своей культуре принято считать настойчивостью, в другой культуре будет расценено как упрямство.

На данный момент Томский государственный университет проводит активную политику международных обменов. Ежегодно приглашаются знаменитые ученые и преподаватели из-за рубежа для совместных исследований, научно-практических семинаров и конференций. Также в Томск приезжает большое количество студентов из ближнего и дальнего зарубежья, так как образование в ТГУ является одним из наиболее престижных в России. Именно поэтому актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнений, так как от эффективной коммуникации между культурами зависит дальнейшее сотрудничество.

Мною было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении каких-либо этнических стереотипах у иностранных студентов, в частности из Индии, об образовательном процессе и высших учебных заведениях России.
При изучении этнических стереотипов, выделяют следующие аспекты такого исследования: содержание, направленность как измерение благоприятности и ее степень.

Принято выделять такие методы изучения стереотипов как:
• свободное описание в нескольких разновидностях;
• прямой опрос;
• проективный метод;
• психосемантический метод.

В своем исследовании я решила использовать метод прямого опроса и лично встретиться с представителями другой культуры и узнать непосредственно от них о наиболее распространенных стереотипах, встречающихся среди данного этноса.

При встрече с моими иностранными коллегами, я задала им следующие, интересующие меня вопросы:
1. Почему Вы приехали за образованием в Россию?
2. Были ли у вас какие-либо представления о российском образовании?
3. Подтвердились ли эти представления после определенного времени обучения?

Побеседовав с индийскими студентами, мною были выявлены следующие стереотипы:
1. Большинство российских студентов не интересуются политической жизнью страны.
В индийских университетах студенчество активно принимает участие в политике своего государства. Существуют специальные объединения, куда студенты приходят во внеурочное время и обсуждают политические проблемы сегодняшнего дня.
Данный стереотип у гостей из Индии подтвердился по приезде в Россию. Они были очень удивлены тем, что молодое поколение не занимается политикой и не пытается сделать жизнь граждан своей страны лучше.
2. Образование в России является полностью платным.
Данный стереотип подтвердился лишь отчасти, так как у граждан России и ближнего зарубежья есть возможность получить грант на обучение. А вот иностранцам с этим сложнее. Россия предлагает не так уж много образовательных программ своим партнерам, не смотря на их желание.
3. Россия очень дешёвая и выгодная страна для иностранных студентов.
Действительно, российское образование по иностранным меркам недорогое, да и образ жизни россиян пока еще далек от европейского.
Таким образом, стереотипы ведут к некоторому искажению реальности и включению своеобразного «автопилота» в процессе общения, предполагающий жесткую схему восприятия и затрудняющий сам процесс коммуникации. Стереотипы основываются на полуправде и искажениях.

Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой груп¬пы, стереотипы при этом искажают действительность и дают не¬точные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереоти¬пами, то есть осознавать их и уметь от них отказываться перед фактом их несоответствия реальной действительности.

Научный руководитель: Окушова Гульнафист Алтаевна, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ

Литература
Баронин А.С. Этнопсихология. – МАУП, 2000 – 116с.
Липпман, Уолтер. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 – 384с.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.