Connect-Universum-Junior-2015: Китайские студенты как целевая аудитория Интернет – коммуникации Томского государственного университета

Connect-Universum-Junior
Василец Марина Игоревна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

В условиях глобализации и интернационализации образования, появления международных рынков образовательных услуг для российских вузов все более важное значение приобретает их международное признание. Выход на международные рынки образования и науки наших университетов – это не только источник дополнительного финансирования, но и решение проблем международного признания российских диплом, повышения престижа и привлекательности образования, получаемого в России, интеграцию в европейскую и мировую системы высшей школы, обеспечение конкурентоспособного уровня отечественного образования.

Одним из самых привлекательных рынков в мировом образовательном пространстве является рынок Китая. Сегодня именно Китай считают крупнейшим «поставщиком» студентов в иностранные учебные заведения. Согласно статистическим данным ЮНЕСКО число китайских студентов за границей составляет 16,5% от общемирового числа студентов. При этом китайцы являются весьма активными пользователями Интернет: по данным Китайского информационного центра сети Интернет (CNNIC), на 2015 год число пользователей Интернет в Китае – 649 миллионов человек, что на 2,65 % больше, чем за полгода до этого.

В виду географической близости России и Китая российские университеты очень заинтересованы в привлечении китайских абитуриентов, что, в свою очередь, обуславливает проблему развития электронных коммуникаций этих вузов с целевыми аудиториями Китая. Особенно эта проблема актуальна для университетов сибирского региона России, включая томские вузы.

В решении данной проблемы активное участие принимает Томский государственный университет. В настоящее время в ТГУ обучается 69 студентов из Китая. А всего в Томске обучается 952 китайских студентов. Для сравнения, в Новосибирском государственном университете обучается более 80 студентов из Хэйлунцзянского университета, который расположен на северо-востоке Китая.

У ТГУ налажены давние партнерские связи с Шеньянским политехническим университетом. С 2015 года студенты нашего вуза смогут обучаться в нем в магистратуре. Укрепляются рабочие контакты с другими ведущими университетами КНР, поэтому китайские коллеги – преподаватели и ученые – будут с удовольствием читать новости Томского государственного университета на нашем сайте.

В последнее время все больше молодых людей, живущих в КНР и странах Юго-Восточной Азии, проявляют интерес к ТГУ и выражают желание учиться в вузе, признанном одним из лучших в России.

С целью выстроить эффективную коммуникацию с абитуриентами и партнерами из Китая 2 апреля 2015 года ТГУ запустил китайскую версию сайта. Его посетителями будут не только жители КНР, но и молодежь тех регионов, в которых говорят на китайском языке, – это Гонконг, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Тайвань.

Появление китайской версии, с одной стороны, будет способствовать еще большему притоку иностранных говорящих по-китайски студентов. С другой стороны, сайт станет значимым каналом коммуникации вуза с теми китайскими студентами, которые уже обучаются в ТГУ: именно они являются референтной группой для тех, кто только решается приехать в Томск с целью обучения, поскольку уже сформировали свое представление о нашем вузе. Со слов студентки из Китая, обучающейся в ТГУ на 3 курсе филологического факультета: «Китайская версия сайта – это полезно. Если первый раз заходишь на сайт, а он на русском языке, для китайских студентов это трудно. Но, если есть китайская версия, то все станет понятным».

Появление китайской версии сайта на платформе Интернет-представительства ТГУ – это первый, но стратегический шаг на пути к выстраиванию эффективной электронной коммуникации с китайскими абитуриентами и теми студентами из Китая, которые уже обучаются в нашем вузе. Но стоит ли ограничиваться одной китайской версией сайта, учитывая активность китайцев в Интернет-пространстве и возможности интернет – технологий, которые сегодня предоставляет нам сеть формата Web 2.0 (социальные сети, блоги и пр.)?
С целью изучения мнения китайских студентов о появлении китайской версии сайта ТГУ, их отношения к этому событию, а также их потребностей и предпочтений в коммуникации на площадках социальных сетей было проведено интервью с несколькими студентами из Китая, обучающихся в нашем университете. Зуя и Варя – такие русские имена выбрали себе девушки, обучающиеся в ТГУ на 3 курсе филологического факультета.

Как выяснилось, о ТГУ они узнали от тех студентов, которые уже обучаются здесь, а также от своих преподавателей в Китае, которые знакомы или наслышаны о ТГУ. Более подробную информацию о ТГУ они получили непосредственно на сайте нашего вуза. Со слов девушек: «Это очень известный университет». Но при этом, они были неудовлетворенны полученной информацией. «Интересующие вопросы о жилье, учебе нашли на сайте. Но чего-то более конкретного не смогли найти».

О китайской версии сайта ТГУ они высказались неоднозначно. С одной стороны, «это полезно, ведь студенты изучают русский язык в Китае, но они все равно не совсем понимают его. Если они хотят узнать больше об университете, конечно, на китайском языке лучше понимать». Также, рассказывают они, «это плюс, мы сейчас далеко от своей родины, мы не тесно с ней связаны, но, благодаря этому сайту, мы становимся ближе к своей стране». С другой стороны, со слов студентки из Китая: «В Китае мы 2 года учили русский язык, и приехали в Томск, чтобы продолжить его обучение. Поэтому нам лучше пользоваться русской версией, чтобы развивать свои навыки».
Поскольку эти студентки из Китая уже 3 года обучаются в России, они ознакомились с ярко-выраженной самобытной культурой нашей страны, с ее традициями, привычками и нравами людей. А частое общение с русскими побуждает их регистрироваться на платформах таких социальных сетей, как ВКонтакте, Instagram, Twitter и другие. «Если общаться, то ВКонтакте, а, если смотреть новости об известных личностях, тоInstagram». Также они знают новости о Томске на портале «РИА Томск». Но при этом, между собой они общаются в такой социальной сети, как «WeChat» — это программа для бесплатного общения в интернете. С его помощью очень удобно общаться и использовать социальные сети. «Это мощная программа» — мнение студенток из Китая.

Таким образом, выстраивая Интернет-коммуникацию с китайскими абитуриентами и студентами, необходимо понимать, что, с одной стороны, имидж и положительная репутация ТГУ должна формироваться в глазах внешних целевых аудиторий (абитуриентов, партнеров ТГУ), с другой стороны, в глазах тех, кто уже обучается в нашем университете. Студенты ТГУ из Китая являются значимым источником информации о вузе, городе, людях в среде тех, кто еще только выбирает место и программу для обучения.

Китайские абитуриенты в поисках информации о ТГУ пользуются (и будут пользоваться) не только китайской версией сайта, поэтому необходимо размещать полезную для иностранных абитуриентов информацию и на других языковых версиях сайта. Для студентов ТГУ из Китая русскоязычная версия сайта вуза является важным источником информации, поэтому необходимо понимать, что наличие китайской версии не отменяет «работы» с данной целевой аудиторией на площадке русскоязычной версии сайта.

Потребность в общении китайских студентов на платформе социальных сетей достаточно велика, и это нужно принимать во внимание и при работе с абитуриентами из Китая (размещая информацию о ТГУ в тех социальных сетях, которые популярны в Китае – например, Sina Weibo). При этом, китайские студенты, которые уже учатся в ТГУ, активно пользуются российскими сетями, популярными у нашей молодежи, поэтому на площадках официальных сообществ и аккаунтов ТГУ в ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter необходимо размещать контент, который мог бы быть им интересен и полезен.

Продвижение университета в Интернет открывает новые коммуникационные возможности перед вузом, который ставит своей задачей привлечение китайских абитуриентов, обеспечивает присутствие вуза в китайском интернет-пространстве, характеризует его как субъект образовательной индустрии, идущий в ногу со временем, позволяет демонстрировать открытость, добиться узнаваемости на новых ранках.

Список литературы:
1. Аккаунт Томского государственного университета [Электронный ресурс]. URL:http://www.tsu.ru/
2. В 2015 году в России будут учиться еще больше китайских студентов [Электронный ресурс]. URL: 5top100.ru/blog/3252/
3. Исследование спроса на российские образовательные услуги среди китайских школьников [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sprosa-na-rossiyskie-obrazovatelnye-uslugi-sredi-kitayskih-shkolnikov
4. Китайская социальная сеть Sina Weibo, как площадка продвижения университетских образовательных услуг среди абитуриентов Китая (на примере Томского государственного университета) [Электронный ресурс]. URL:http://www.gramota.net/materials/1/2014/9/7.html
5. Креолизованные медиумы [Электронный ресурс]. URL:http://www.cloud-cuckoo.net/fileadmin/issues_ru/issue_32/article_shunkina.pdf
6. Международная сертификация системы менеджмента качества университета, основа его признания и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-sertifikatsiya-sistemy-menedzhmenta-kachestva-universiteta-osnova-ego-priznaniya-i-konkurentosposobnosti-v-mirovom
7. Студенческая мобильность [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-mobilnost-mirovye-tendentsii
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.