Connect-Universum-Junior-2015: Цифровые кочевники: новые люди и новые «уязвимости»

Connect-Universum-Junior
Сёмчина Любовь Александровна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Современная жизнь человечества немыслима без использования «глобальной паутины». В связи с неуклонным ростом числа пользователей Интернета по всему миру постепенно меняется его роль (согласно информации Международного союза электросвязи (ITU) к концу 2014 года доступ к Интернету имели 44 % населения Земли [3], в России, по данным Минкомсвязи, этот показатель составил 62 % [11]). Интернет становится одним из основных элементов повседневной культуры, одним из главных каналов связи между человеком и окружающим миром, человеком и другими людьми. Информация в новой системе координат представляет наивысшую ценность.

В эту информационную эпоху пересмотру подвергается статус отдельного индивидуума – «человека разумного» сменяет «человек виртуальный» как новый социокультурный феномен информационной эпохи: сложное взаимодействие информационного, игро«нарко»зависимого и симулятивного» [10, c. 7].
Феномен «человек виртуальный» – это глобальное явление, порождающее изменения всей жизни человека. У людей меняется само восприятие реальности – теряют значение границы и расстояния между городами, странами и организациями-работодателями. К «виртуальным людям» – продукту информационной эпохи – можно отнести и новую социальную группу – цифровых кочевников (номадов).

На сегодняшний день изучение этой группы не получило достаточного отражения в теоретических исследованиях. Однако вопрос появления новой социальной группы широко освещается в СМИ. Так, в публикации International Business Times о номадах [2] делается акцент на том, что это «специалисты, которые не зависят от конкретных мест, которые используют веб-интерфейс инструментарий Skype, Google Docs и социальных медиа, чтобы работать и сотрудничать в любом месте и в любое время», цифровым кочевникам не выгодно «”пассивное присутствие в офисе” <…>. Их работа оценивается по результатам, это означает, что они должны четко продемонстрировать свою ценность». Номады постоянно (намеренно или случайно) пропагандируют свой образ жизни как в специально подготовленных обзорных публикациях, где говорится, например, о причинах, по которым можно стать номадом [4], так и в своих «представительствах» в Интернете (авторских блогах, социальных сетях, личных сайтах).

Не смотря на открытость миру, цифровые кочевники представляют собой отдельное сообщество, живущее по своим правилам и оторванное от основной массы пользователей Интернета. Их можно назвать современной элитой – мобильной и хорошо информированной. Это отмечают и исследователи [З. Бауман, А. Бард и Я. Зодерквист], и представители номадов [6]. Стоит отметить, что А. Бард и Я. Зодерквист в своей знаменитой книге «Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма» [8] не упоминали цифровых кочевников, однако подробно рассматривали новую элиту (нетократию) и ее особенности, которые во многом совпадают с характеристиками номадов.

Новая социальная группа не могла не стать объектом внимания рекламы и PR в новых медиа. Новым кочевникам предлагают «особые» кафе (с обязательным доступом к Wi-Fi, адаптированные к длительной комфортной работе), линии одежды (приспособленной для путешествий, многофункциональную – например, с встроенными солнечными батареями), технику (легкую, мощную и универсальную). Активно «раскручивается» и сам бренд «цифровой кочевник» [5]. С повышением интереса к нему возникает необходимость в новых инструментах воздействия на эту продвинутую социальную группу, поиск ее «слабых мест». Для их обозначения в данной статье предлагается ввести термин «уязвимости».

Таким образом, объектом исследования стала новая социальная группа «цифровые кочевники». Предметом – виртуальные и реальные «слабые места», «уязвимости» цифровых кочевников. Т.е. те общие для данной группы особенности, которые бы позволили манипулировать номадами. Целью исследования, таким образом, является выявление и классификация «уязвимостей» цифровых кочевников.

Обратившись к особенностям номадов, перечисленным в статье ранее, можно выделить две большие группы их «уязвимостей»: реальные и виртуальные. Иначе говоря, те, которые могут оказать непосредственное влияние на физические характеристики цифровых кочевников (географическое местоположение, состояние рабочего оборудования), и те, которые влияют на виртуальное «я» новых людей. Рассмотрим обе группы.

Не смотря на то, что рабочее время и досуг цифровые кочевники проводят большей частью в Интернете, реальный мир оказывает на них большое воздействие, что приводит к противоречиям между базовыми характеристиками номадов (мобильность, постоянная сетевая вовлеченность, свобода передвижений) и действительностью. Так, изменения во внешней политике разных стран ведут к уменьшению числа доступных для номадов государств. Отсутствие доступа к Wi-Fi затрудняет коммуникацию цифровых кочевников с родными, близкими и работодателями. А банальная поломка оборудования может нанести удар по имиджу номада в своей группе и деловой среде и его финансовому состоянию.

Если реальные «уязвимости» цифрового кочевника достаточно очевидны, то выявить виртуальные «слабые места» значительно сложнее. Среди них особое место занимают внимание со стороны киберпреступников и «эффект ореола». Остановимся на них подробнее.

Ущерб от киберпреступности с каждым годом растет (только в 2014 году он составил 445 млн долларов [7]). Для номадов киберпреступность представляет особую опасность из-за их практически круглосуточного пребывания в Интернет-пространстве. Адаптируя к новым условиям выражение «мой дом – моя крепость», цифровые кочевники не ждут обычно, что при использовании бесплатного соединения их личные данные могут быть украдены и использованы неизвестными. Не случайно на крупных мероприятиях, посвященных сбору номадов все чаще стали появляться предупреждения о возможных хакерских атаках [например, 1].

Еще одна «уязвимость» цифровых кочевников – полноформатное воздействие на них так называемого «эффекта ореола». А.А. Белогородский описывает его следующим образом: «Суть эффекта такова: если человек превосходит остальных в чем-то одном (например, в таланте или физической привлекательности), общество наделяет его вымышленными преимуществами в других областях (скажем, в спорте или личной жизни)» [9]. В мире цифровых кочевников таким ореолом может обладать известный блогер, чьи авторские обзоры вполне могут заменять для некоторых групп материалы в традиционных СМИ. Среди публикаций блогеров в последнее время все чаще встречаются заказные материалы, имеющие резко отрицательный или положительный характер (так, топового блогера Варламова в 2014 году обвинили в написании заказных постов [12]).

Перечисленные выше «уязвимости» – лишь немногие из тех, которые могут возникнуть у цифровых кочевников, но, пожалуй, одни из основных.
Новый стиль жизни, который формирует новую социальную группу, не мог не затронуть самое активное и восприимчивое к переменам сообщество – студентов. И среди них – студентов Томского государственного университета – одного из ведущих вузов России и мира. Обучающиеся в нем номады обладают «уязвимостями» обоих типов, но большее воздействие на их образ жизни оказывают реальные «слабые места». Данные «уязвимости» появляются из-за недостаточно развитой системы электронной коммуникации – студентам на территории университета не всегда доступен выход в Сеть. Однако вуз ведет постоянную работу по устранению этих недостатков и дальнейшему совершенствованию каналов коммуникации.

Таким образом, в статье были выполнены поставленные цели: выявлены и классифицированы «уязвимости» цифровых кочевников. Они были разделены на две группы: виртуальные и реальные. При описании каждой из групп были приведены примеры, иллюстрирующие основные трудности, с которыми сталкиваются цифровые кочевники.

Данная классификация при дальнейшей разработке может стать основой инструментария, используемого специалистами в области PR и рекламы для воздействия на новую группу современного общества – цифровых кочевников.

Научный руководитель – Спичева Дина Ивановна, канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии НИ ТГУ.

Литература:
1 CeBIT 2011: цифровые кочевники под прицелом киберворов [Электронный ресурс] // NNIT.ru. 2006–2015. URL: www.nnit.ru/news/n92019/ (дата обращения: 1.03.2015).
2 For digital nomads, work is no longer a place and life is one big adventure [Электронный ресурс] // International Business Times. 2014. URL: www.ibtimes.com/digital-nomads-work-no-longer-place-life-one-big-adventure-1563396 (дата обращения: 27.04.2015).
3 ITU releases 2014 ICT figures [Электронный ресурс] // ITU: сайт Международного союза электросвязи, 2015. URL: www.itu.int/net/pressoffice/press_releases/2014/23.aspx#.VQGwGHysXVY (дата обращения: 12.03.2015).
4 McKibben C., Bardos J. The Digital Nomad Imperative [Электронный ресурс] // Thrillingheroics.com: сайт-гид для цифровых кочевников. 2006–2015. URL: www.thrillingheroics.com/lifetheuniverseandeverything (дата обращения: 3.03.2015).
5 Odesk популяризует понятие Digital nomad [Электронный ресурс] // Sohabr.net. 2015. URL: sohabr.net/post/211500/ (дата обращения: 2.03.2015).
6 Paris C. M. Flashpacking: A Discussion of Independent Travel in a Digital World [Электронный ресурс] // Проект Academia.edu: мировой агрегатор научных исследований. 2015. URL: www.academia.edu/1969716/Flashpacking_a_discussion_of_independent_travel_in_a_digital_world (дата обращения: 3.03.2015).
7 Report: Cybercrime and espionage costs $445 billion annually [Электронный ресурс] // The Washington Post. 2015. URL: www.washingtonpost.com/world/national-security/report-cybercrime-and-espionage-costs-445-billion-annually/2014/06/08/8995291c-ecce-11e3-9f5c-9075d5508f0a_story.html (дата обращения 27.04.2015).
8 Бард А. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма: пер. со швед. / А. Бард, Я. Зодерквист. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. – 252 с.
9 Белогородский А.А. Манипулятивные методы в рекламе [Электронный ресурс] // Mavriz.ru: журнал «Маркетинг в России и за рубежом». Москва, 2000–2015. URL: www.mavriz.ru/articles/2005/6/3997.html (дата обращения: 17.02.2015).
10 Бурнаева Е.М. «Человек виртуальный» в пространстве информационной культуры: автореф. дис. … канд. культурологии / Е.М. Бурнаева. – Комсомольск-на-Амуре, 2012. – 12 с.
11 Минкомсвязи: Интернетом в России пользуются 62 процента населения [Электронный ресурс] // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты», 1998–2015. URL: www.rg.ru/2014/12/24/internet-site-anons.html (дата обращения: 12.03.2015).
12 Топового блогера Варламова обвинили в антироссийских заказных постах [Электронный ресурс] // Информационное агентство «СуперОмск», 2010–2015. URL: superomsk.ru/news/7733 (дата обращения: 15.04.2015).
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.