Connect-Universum-Junior-2015: «Виртуальное образование-реальность XXI века»

Connect-Universum-Junior
Юлия Сергеевна Оришак
Томский государственный университет

Ключевые слова: виртуальный университет, дистанционное обучение, виртуальный студент, виртуальное образование.

Введение
Феномен виртуального образования (далее ВО) актуализировался с появлением информационных технологий. Сподвижники прогресса считали, что научные новшества непременно должны были быть внедрены в образовательную среду. Первым шагом на пути к виртуализации образования стала информатизация общества. Появление Интернета обеспечило оперативный доступ к информационным ресурсам и позволило человеку расширять область своих знаний. Стремительная трансформация образовательной среды влечет за собой структурные изменения в области организации образовательного процесса.

Эволюция от очного через дистантное к виртуальному образованию завершается на современном этапе развития образовательных технологий. Наряду с традиционным высшим образованием активно развивается удаленная форма телекоммуникационного обучения-ВО. Одной из форм ВО является «Виртуальный университет» (далее ВУ). Это новый способ организации образовательного пространства, предоставляющий студентам структурированный и медиа-адаптированный контент.

На протяжении последних 15-17 лет постоянно возникают дискуссии на тему «Что же такое ВО?». Российский исследователь А.В. Хуторской в своей работе «Виртуальное образование и русский космизм» говорит о том, что виртуальное образование есть «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуальной среды, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты» [1]. ВО понимается автором как виртуальное «поле», виртуальное образовательное пространство, которое обуславливает взаимодействие субъектов. В основе этого «поля» находятся разнородные коммуникации: электронные, устные и печатные.

Украинские исследователи Б.Гребенюк и А.Катасонов в своей работе «Учебный процесс и контроль знаний в системе виртуального образования» говорят о том, что «ВО- это асинхронный процесс образования, где асинхронность проявляется лишь на первом уровне- студент имеет право манипулировать только достаточно крупными атомами учебной программы — курсами, внутренняя структура которых при этом остается абсолютно синхронной» [2].

Электронный словарь «Академик» трактует ВО как «изменение и увеличение внутренних качеств реальных субъектов (студента, преподавателя), которые происходят в результате их общего взаимодействия в рамках виртуального учебного процесса» [3].

Можно сделать вывод, что для осуществления образовательного процесса как реконструкции виртуальной среды, главной особенностью является именно информативный характер.

Но, поскольку «реальное» образование имеет устойчивый статус «Реального Института», главной задачей для меня будет лишь описание виртуализации уже имеющегося на сегодняшний день процесса, который называется в современных исследованиях ВО.

Вопрос о конструировании модели виртуального образования очень подробно осветил А.В. Хуторской.Автор указывал на то, что конструирование данной модели в пространстве ведёт к экстровертированию внутреннего мира человека в виде n-ного количества расширяющихся сфер: культурных, исторических, интеллектуальных, эмоциональных, образных, социальных и др. Все они имеют достаточно тесные связи друг с другом, подвижны и образуют в сочетании то, что можно назвать виртуальным образовательным пространством. Это пространство обладает способностью расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы и получать из него необходимую информацию. Процесс расширения происходит благодаря деятельности ученика, который использует свою физиологию и психо-физиологию (органы чувств, эмоционально-образные, интеллектуальные и когнитивные способности), которые помогают ему проникать повсюду, куда он может направить свой взгляд и взаимодействовать любым видимым реальным объектом. Иными словами, образ человека познающего, который заполняет собой весь видимый и доступный для его познанию мир- это совокупность взаимодействующих, расширяющихся, взаимопересекающихся виртуальных сфер [1].

Современный уровень развития технологий позволяет создать единое информационное образовательное пространство [4]. Наличие разнообразных гаджетов позволяет человеку производить обмен данными, передачу и воспроизведение аудиовизуальной информации в рамках образовательного процесса. Доступ в Internet обеспечивает широкую доступность и удобство пользования электронными образовательными ресурсами. Такой формат обучения позволяет учреждениям предоставлять более наглядный контент студентам очного и заочного отделения.

Возможность использования новейших технологий в своём обучении побуждает у студентов желание работать с электронными информационными источниками. Ведь многие предпочитают динамичный онлайн-контент статичным печатным материалам.

Стоит также отметить нехватку времени при современном ритме жизни. Многие студенты предпочтут посетить информационный ресурс в удобное для него время, нежели находиться на аудиторном занятии. Многие заинтересовываются новыми способами овладевания информацией без ущерба образовательному процессу.

В этой связи, перед современными классическими университетами возникает задача- в достаточно короткие сроки создать образовательные онлайн платформы. А главное, сделать их максимально доступными для разнообразных средств электронной коммуникации.

Такой платформой является структурное подразделение университета — «Виртуальный университет». Являясь инструментом ВО, ВУ частично включает элементы дистантного образования, такие как ЭОР, MOODLE и МООК. Но в отличии от этих форм дистанционного обучения ВУ позволяет сохранить базовые принципы высшего образования: коммуникация, сотрудничество и образование Можно говорить о том, что ВО тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. ВО как и вообще образование позволяет человеку определить свое место и функционировать в реальном мире.

Перенесение образовательного процесса из off-line-пространства в on-line представляет собой современную квинт-эссенцию очно-заочного образования и самообразования. Это обуславливается рядом факторов: стремительное развитием мультимедиа, коммуникационных систем, а также мобильностью сетевого общения. Развитие информационного общества диктует необходимость коренных изменений в системе образования [].

Стирается расстояние между двумя удалёнными субъектами-студентом и преподавателем, и это наглядно демонстрирует взаимоотношения между реальным и виртуальным мирами. [5] Человек прибывает в состоянии, позволяющего ему выходить за рамки телесной реальности.

Виртуальный преподаватель выступает в качестве «менеджера», а не педагога, т.е. он- провайдер информационно-обучающих носителей[5]. На определенных этапах обучение человеческий фактор в преподавании практически исключается, и его роль выполняет компьютерная программа в on-line режиме или на цифровом носителе.

Виртуальный студент не ограничен жесткими временными рамками обучения, своей специализацией (есть возможность обучаться сразу в нескольких местах), и возрастными рамками, т.е. все возможности самообразования приобретают официальный статус (выдача диплома). Главным условием для реализации такого формата обучения- доступ в Интернет. Он открывает для студента всё богатство информационного поля, которое обеспечивается огромным количеством сайтов различных тематик, сетевым доступом во всевозможные банки данных и всевозможными современными информационными технологиями.

ВУ реализует возможность получения профессиональных знаний для формирования себя как субъекта профессиональной деятельности. В связи с этим возникает вопрос формирования профессиональных компетенций. Будет ли человек по завершении программы обучения готов к реальным ситуациям применения своих знаний? Ведь существует ряд курсов, которые без практических занятий могут составлять неполную картину представлений о профессии. Как пример, можно взять курсы «Виртуального Университета» Московского государственного университета пищевых производств секции «Анатомия, физиология и животноводство» не предусматривает практических занятий. Знание исключительно теории может привести к серьезным конфузам «дипломированного специалиста» при погружении в рабочую реальность. Как и любая деятельность, ВО не обходится без своих издержек.

Для того, чтобы понять принципы функционирования системы ВО необходимо проанализировать сайты различных виртуальных учебных заведений.

На основе аудита «Виртуального Университета» Московского государственного университета пищевых производств [6] и ВИРТЕТа Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины [7] можно выделить следующий ряд специфик виртуального образования на территории СНГ:
• полное соответствие государственным образовательным стандартам;
• предоставление образования в самые короткие сроки;
• возможность одновременно и учиться, и продвигать карьеру на основной работе;
• по показателю «приведенной стоимости овладения знаниями» обходится дешевле очного образования;
• гарантия качества образования, которое соответствует статусу государственного университета;
• предоставление диплома государственного университета;
• возможность факультативного изучения дисциплин из учебных программ других вузов и оригинальных авторских курсов;
• обеспечение студента интерактивной наставнической поддержкой в учебе и работе со стороны преподавателей и бизнес-кураторов;
• предоставление развитой виртуальную инфраструктуру, включая электронные библиотеки, банк вакансий, участие в электронных конференциях и бизнес-клубах. Всё осуществляется в соответствии с вашей инициативой;
• выдача индивидуального плана обучения с возможностью академических перерывов в учебе;
• возможность прохождения обучения сразу по нескольким курсам [6], [7].

На основе полученной информации можно утверждать, что происходит расширение возможностей студента в высшем образовании.

Учебные курсы данных виртуальных заведений охватывают практически полный список гуманитарных и естественно-технических дисциплин, которые представлены в традиционных университетах, с поправкой на то, что студенту даже не обязательно географически находится в одной стране с университетом.
Помимо использования предоставленного контента виртуальный студент вынужден прибегать к поиску информации вне своего ВУ. Здесь он сталкивается с тем, что информация поступает из слишком многих источников. Электронные документы часто плохо или вообще не структурированы, и очень редко организованы согласно стандартам оформления документации [8].

В связи с распространением глобализационных процессов, изменилась ценностная доминанта приоритетов знания. Разведение понятий «знание» и «информация» — ключевая характеристика современного образовательного дискурса. Под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношении к миру [9]. Информация понимается как структурная единица описательного характера, которая постулировано отображает реальность [10].

Студенты живут в некоем «поле» знания, созданного новыми средствами коммуникации, которые гораздо насыщеннее и сложнее, чем любое обучение традиционным способом. Именно поэтому ВУ необходимо поставлять обществу качественный информационный контент, который будет соответствовать стандарту образования, структурирован и будет направлен на сохранение традиции классического образования.

Хаос информации в сети начинает упорядочиваться по мере востребованности структурированного контента. В нашем случае университеты выступают заказчиком такой упорядоченной информации.

Как и все сферы жизни общества, это поле должно функционировать по своим законам и правилам. Для решения этой задачи и обозначения этих самых правил создаются порталы. В отличие от сайтов, которые являются по большому счёту средством продвижения продукции портал дает надежный доступ к интересующему пользователя контенту, позволяет разобраться во всех тонкостях работы в новой среде.

Разработка образовательных порталов является неотъемлемым этапом организации виртуальной образовательной среды. В мировой практике сосуществуют три типа образовательных порталов:
1) организационно-ориентирующие порталы (помогают в выборе очного учебного заведения) [11];
2) порталы дистанционного образования (предлагают платную альтернативу очного обучения) [11];
3) вспомогательные порталы (дополняют имеющиеся базы данных очных учебных заведений) [11];

В Рунете распространён вспомогательный тип порталов, т.к. они опираются на стабильные институты в качестве основы своего развития — федеральные органы управления образованием, научно-методические центры или сообщества преподавателей. Такими порталами являются федеральные образовательные порталы, среди которых:
• Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент;
• Российский образовательный правовой портал;
• Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика);
• Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»;
• Российский общеобразовательный портал;
• Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании;
• Специализированный федеральный портал «Инженерное образование»;
• Федеральный портал «Российское образование».

Проанализировав содержание этих порталов можно утверждать, что они обеспечивают возможностью легкого поиска и доступа ко всей необходимой информацией по интересующему предмету. Здесь выложены учебные программы, глоссарии, статьи, книги, информация о персоналиях, об аналитических и научно-методических центрах [12]. Структура этих порталов направлена на интерактивную информативность.

Другим базовым элементом в потоке электронной информации служат базы данных и электронные библиотеки, которые содержат полнотекстовые версии статей, книг, аннотаций и библиографических данных с возможностью структурированного поиска. Чаще всего в курс ВУ заложены подписки на данные базы.
К таким ресурсам, используемых по подписке относятся:
1. Базы данных зарубежной периодики [13]:
Cambridge Journals Online: Содержит более 100 журналов издательства Cambridge University Press по общественным, гуманитарным и естественным наукам;
Science Direct: Содержит более 250 журналов издательства Elsevier из «тематических коллекций» по экономике и эконометрике, бизнесу и финансам, а также по финансам и социальным наукам.
EBSCO: Содержит издания по экономике, менеджменту, социологии, политологии, информатике и др.
JSTOR: Содержит издания по экономике, социологии, политологии, статистике и др.
ProQuest: Содержит издания по экономике, менеджменту, социологии,
2. База данных электронных книг ebrary: Более 11 тысяч полнотекстовых книг по различным дисциплинам издательств Cambridge University Press, John Wiley & Sons, McGraw-Hill, Taylor & Francis, Elsevier Science и др.
3. Реферативный ресурс с диссертациям ProQuest Digital Dissertations.

Способность грамотного использования такого мощного пласта уникальной структурированной информации и трансформация её в уникальное знание позволит «виртуальному студенту» быть на одном уровне с «традиционным студентом» и сохранить этот статус не посещая аудиторных занятий.

Говоря о преимуществах такого формата обучения можно отметить его мобильность; возможность быстрого нахождения и при необходимости быстрое размножение информации [5]; расширение иллюстративного материала, увеличение структурированного объема усваиваемой информации ну и главное достоинство- это дистантность.

Среди главных недостатков стоит отметить его физиологическую вредность (излучение от монитора, длительное нахождение в положении «сидя»; псевдо репродуктивность — способность воспроизводства лишь той информации, которая находится в компьютерной среде, что приводит к неосознанному отказу учащегося от самостоятельной структурированной работы с материалом; машинизация — замещение человеческого общения машинным [5]. Это подавляет эмоциональность человека, которая служит основой ассоциативности и творческого потенциала. Недостаток такого способа обучения для студента заключается в отсутствии личного контакта с преподавателем, и как следствие-потеря навыков устной коммуникации в процессе передачи информации (экзамены, семинары и зачеты перемещаются в on-line режим).

Заключение
Скорость развития технологий приводит к тому, что полученные знания быстро теряют свою актуальность. Необходимость обновления знания- одно из условий его востребованности. Человек попадает в систему непрерывного обучения и не всегда имеет возможность обучения в «реальном» университете. Раньше предпочтение отдавалось заочному образованию или ЭОРам, но теперь появилась возможность получать качественное образование в ВУ. Именно приверженность базовым принципам высшего образования позволяет ВУ функционировать и готовить специалистов высокого класса. Технологически общество готово к виртуальному образованию, но вот готово ли оно морально? Как создание «Виртуальных Университетов», стирающих границы между классическим и популярным сейчас «самообразованием» отразится на отличительной черте высшего образования-критическом аналитическом мышлении, которое формируется благодаря сотрудничеству студента и преподавателя. Как относиться к «виртуальному специалисту» — вопросы, ответы на которые требуют масштабных исследований.

Окушова Гульнафист Алтаевна, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии НИИ ТГУ

Список использованной литературы:
1. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. — 1999. — Вып.1(5). [Электронный ресурс]- URL: www.nffedorov.ru/mbnff/biblio/knigi/otd/vob2.html
(30.04.2015)
2. Б.Гребенюк, А.Катасонов. Статья «Учебный процесс и контроль знаний в системе виртуального образования». [Электронный ресурс]- URL:
www.e-joe.ru/sod/99/1_99/st151.html
(30.04.2015)
3. Электронный словарь «Академик» [Электронный ресурс]- URL:
dic.academic.ru/searchall.php?SWord
(30.04.2015)
4. Ю. Рубин, А. Андреев, Публикация «Педагогическая система виртуального обучения» [Электронный ресурс]- URL:
ito.edu.ru/1999/III/2/31266.html
(30.04.2015)
5. Монографии изданные в издательстве Российской Академии Естествознания [Электронный ресурс]- URL:
www.rae.ru/monographs/23-645
(30.04.2015)
6. «Виртуальный Университет» Московского государственного университета пищевых производств [Электронный ресурс]- URL:
e-learning.mgupp.ru/
(02.05.2015)
7. ВИРТЕТ Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины [Электронный ресурс]- URL:
www.gsu.by/
(02.05.2015)
8. Правила оформления текстовых документов [Электронный ресурс]- URL:
guap.ru/guap/standart/prav_main.shtml
(02.05.2015)
9.Лекция «Виды человеческого знания», Автор не указан, [Электронный ресурс]- URL:
www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps1.html
(02.05.2015)
10. Материалы всероссийской молодежной конференции
«Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории» Том 1 [Электронный ресурс]- URL:
astraheritage.ru/sites/default/files/
(02.05.2015)
11. А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников, Е.Г. Гридина, Н.И. Куракина, А.В. Симонов, И.И. Чиннова «Комплексный анализ системы федеральных образовательных порталов» [Электронный ресурс]- URL:
ecsocman.hse.ru/data/379/688/1219/09.pdf
(07.05.2015)
12. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]- URL:
ecsocman.hse.ru/articles/
(07.05.2015)
13. База данных зарубежной периодики [Электронный ресурс]- URL:
library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
(07.05.2015)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.