Connect-Universum-Junior-2015: Томский государственный университет как социально-предпринимательский ВУЗ

Connect-Universum-Junior
Угольникова К.И.
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Цель программы повышения конкурентоспособности ТГУ как классического исследовательского вуза – формирование на его базе научно-образовательного, инновационного центра, оказывающего геополитическое влияние на Евразийском континенте и входящего в 2020 году в число ведущих университетов мира [3].

Университеты ищут новые пути встраивания в современную систему экономики. Вузы стремятся создавать консорциумы с бизнесом и властью, запускать эффективные предпринимательские и лидерские программы для студентов, формировать выпускника с уникальным конкурентным набором компетенций, выстраивать новый тип обучения студентов, формируя у них понимание того, как быть эффективным и приносить пользу обществу и т.п. Университеты берут на себя новые функции, а в частности, «третью роль» — ответственность за региональное развитие.

Вузы уже не могут быть закрытыми организациями, «производящими» специалистов, знания и результаты научных разработок, но должны формировать среду, благоприятную для развития экономики региона, будучи эффективной предпринимательской организацией.

Одним из самых известных разработчиков концепции «предпринимательский университет» (enterpreneurial university) был Бертон Р. Кларк, сформулировавший в 1998 году ключевые характеристики данного феномена: 1) усиление управленческого ядра университета, 2) расширение связей с группами и организациями за пределами вуза, 3) диверсификация источников финансирования, 4) стимулирование предпринимательской активности подразделений вуза, 5) развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры.

По мнению Кларка, важным условием эффективного функционирования предпринимательского вуза является такой стиль управления, который обеспечивает гибкость и стратегическое взаимодействие с внешней средой.

Таким образом, в деятельности предпринимательского вуза большую роль играют бизнес и государство, реализуя тем самым новую концепцию инновационного развития концепцию «тройной спирали» (triple helix).

Более того, предпринимательские университеты решают широкий круг задач социального и регионального развития.

На сегодняшний день для значительной части современных российских и европейских университетов характерен дефицит форм и методов организации системной работы в сфере развития партнерских отношений с региональными (городскими) сообществами. Как показало исследование «Университет и сообщества: европейский опыт и российские практики» [4], в методологическом и технологическом «пространстве» реализации «третьей» функции университета сегодня существует достаточно ограниченное количество социальных технологий.

Авторам грантового исследования РГНФ №13-03-00060 «Университет и сообщества: европейский опыт и российские практики» удалось сформулировать три основные модели интеграции университета в региональные процессы. Согласно данной классификации Томский государственный университет, по нашему мнению, развивается в рамках модели социального служения, ориентированной на интеграцию в региональные процессы, за счет выстраивания работы по решению социальных проблем того или иного сообщества.

Томский государственный университет обладает различными формами взаимодействия с местными сообществами. Так, томский вуз долгое время традиционно проводил шествие студентов по главной улице города, в честь дня рождения университета. Сформированная культура проведения шествия являлась не только формой корпоративного духа университета, но и способствовала качественной организации масштабного ежегодного праздника для всего города.

Сегодня ТГУ активно реализует культурно-просветительскую функцию, например, в рамках проекта «Открытый университет», одной из задач которого — организация и проведение образовательных и культурно-просветительских мероприятий в Томске и Томской области на бесплатной основе. В рамках идеи «открытого вуза для города» происходит реконструкция Научной библиотеки ТГУ: создание без барьерной среды, создание круглосуточных оборудованных информационных центров в базе НБ, создание креативных мест для работы и отдыха и т.д.

В рамках разработанной Дорожной карты реализации Программы мероприятий по повышению конкурентоспособности Томского государственного университета реализация «третьей роли» вуза отведена стратегической инициативе №6, звучащей как «повышение привлекательности Университета и города Томска для усиления конкурентоспособности».

До 2020 года в рамках СИ6 университет реализует стратегии по привлечению выпускников к развитию университета и региона, продвигает социально-профессиональное волонтерство, а также реализует программы по развитию студенческого предпринимательства, включая социальное. Таким образом, проектная деятельность университета, направленная на решение социальных проблем региона, реализуется, в частности, в рамках развития центра координации работы с выпускниками ТГУ, волонтерских молодежных проектов, реализуемых в интересах региона и программ студенческого предпринимательства, в том числе социального.

Так, например, Центр волонтерства ТГУ выстраивает коммуникацию с местным сообществом через концепции «социального заказа» и «социальных стажировок». Любая организация региона может оставить социальный заказ на волонтерскую деятельность студентов, обладающих необходимыми для заказчика компетенциями. Это легко реализуемо в классическом вузе, как ТГУ, объединяющем в себе разнообразные направления подготовки. Также Центр организует студенческие социальные стажировки в некоммерческих организациях города Томска, с целью развития волонтерских и профессиональных навыков у студентов путем решения реальных социальных проблем региона [5].

Другим примером ТГУ как площадки для коммуникации различных сообществ региона является ежегодно проводимая Социальная инвестиционная выставка для молодежи Томской области, цель которой — организация площадки для взаимодействия бизнеса и власти с социально-предпринимательскими проектами студентов региона.

Однако мы считаем, что ТГУ стоит на пути к переходу к «трансформационной модели взаимодействия». Если предпринимательский университет является важнейшим актором развития экономики знаний в регионе, то социально-предпринимательский университет, сохраняя механизмы трансфера знания, становится еще и драйвером социокультурного развития региональных (городских) сообществ. Основной технологией данной модели, которая становится стержнем работы университета со студентами, преподавателями и сообществом, является технология социального предпринимательства, которая интегрирует в себе, с одной стороны, философию и технологию социального проектирования, а с другой – предприимчивость и бизнес-мышление.

Для этого уже сегодня ТГУ развивает как внутри себя, так и в своем окружении предпринимательское и проектное мышление, что позволяет вузу находить новые формы взаимодействия с бизнесом, властью и НКО, реализовывать социальные и предпринимательские проекты, нацеленные на развитие территории присутствия вуза. В дополнение к этому управление вузом строится как программно-проектное управление.

Безусловно, данные процессы только начинают запускаться. Для становления социально-предпринимательского вуза ТГУ необходимо создавать технологии социального предпринимательства и площадки в университете для их транслирования в региональные сообщества, решая тем самым социальные проблемы участников последних.

Литература
1. Голубев С.В. Социально-предпринимательский вуз: возможности развития для региональных вузов / [Электронный ресурс] URL: neweurasia.ru/media/Socially_entrepreneurial_university.doc
2. Голубев С.В., Новикова Т.Г., Светенко Т.В., под общей ред. Голубева С.В. – Университет как социально ответственный партнер территории. (По материалам проекта «Университет и сообщество») – М.: Фонд «Новая Евразия», 2011. – 92 с.
3. Программа повышения конкурентоспособности ТГУ / [Электронный ресурс] URL: viu.tsu.ru/documents/programm_ru.pdf
4. Смирнов В.А., Фадеева В.А., Пунина Л.А., Голубев С.В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт), 2013 / [Электронный источник] URL: cyberleninka.ru/article/n/universitet-i-regionalnye-gorodskie-soobschestva-modeli-sosuschestvovaniya-i-upravlencheskie-mehanizmy-integratsii-rossiyskiy-i
5. Центр социально-профессионального волонтерства UNIVOL ТГУ / [Электронный ресурс] URL: univol.tsu.ru
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.