Connect-Universum-Junior-2015: Узбекские этнособщества в Рунете (на примере социальных сетей «ВКонтакте» и «Однокласники»)

Connect-Universum-Junior
Беспятова Екатерина Евгеньевна, Бычкова Марина Николаевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация
Отличительными особенностями миграции из Центральной Азии в Россию являются такие как: увеличение ее масштабов, вовлечение в миграционный кругооборот населения всех республик бывшего СССР, быстрый рост в нем доли трудовой миграции. Миграционные потоки сегодня все более дифференцированы по образовательным, квалификационным и профессиональным признакам; увеличивается поток мигрантов – студентов, мигрантов — высококвалифицированных работников. Особое внимание здесь привлекает Узбекистан. По различным оценочным данным, в настоящий момент за пределами этого государства (практически с тридцатимиллионным населением) учится, трудится почти треть работоспособного населения: в частности, в России сегодня только по официальным данным находятся более двух миллионов трудовых мигрантов из Узбекистана. Каковы особенности новомедийных коммуникативных стратегий этих людей? Как они проявляют свою этническую идентичность в социальных сетях? Поиску ответа на эти вопросы послужило исследование виртуальных этноособществ мигрантов из Узбекистана (на примере крупнейших российских социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники»). Используемые методы: мониторинг, контент-анализ, сравнительный анализ.

Ключевые слова: виртуальное этноособщество, этническая идентичность, социальные сети, виртуальные коммуникации, мигранты из Узбекистана.

Идентичность – индикатор общественной модернизации
Тема идентичности является одним из наиболее точных индикаторов происходящих в стране и мире политико-экономических перемен, — утверждает известный российский этносоциолог Дробижева Л.М.. Изменения политической ситуации порождают новые интерпретации и проекты религиозных, этнических и национальных идентичностей. Справедливым было бы сюда добавить и влияние возможностей, которые предоставляет сегодня Интернет любому человеку. Своей доступностью, практически повсеместной распространенностью, интерактивностью и относительной дешевизной он неумолимо выдвигается на лидирующие позиции в коммуникационном взаимодействии особой группы людей — мигрантов.

По утверждению томских социологов Глухова А.П., Турутиной Е.С., Шевченко Н.Н. в процессе такой модернизации общества идея нации выступает в качестве катализатора для процессов мобилизации и гомогенизации; увеличение сети коммуникаций, создание системы массового образования и всеобщая грамотность способствуют процессам роста национального самосознания. Следовательно, изучение проявления национальной, этнической идентичности в условиях масштабных миграционных потоков является весьма актуальным.

В 2015, посткризисном, году несколько факторов повлияло на снижение потоков мигрантов из Узбекистана в Россию, приезжающих в безвизовом порядке: для занятия трудовой деятельностью им необходимо получить патенты, объемы выдачи которых регулируют уже региональные власти; для тех, кто не изучал русский язык у себя на Родине – следует сдавать комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ (правда, в настоящий момент этот вопрос в очередной раз пересматривается соответствующими российскими государственными структурами). Тем не менее, по состоянию на середину мая 2015 года, в России находится 2.126.266 мигрантов из Узбекистана, в том числе 1.743.407 мужчин и 382.959 женщин. Действия этих людей в крупнейших социальных сетях России и составляют предмет настоящего исследования.

Узбекские этнособщества в Рунете
Для определения наиболее крупных узбекских этнособществ в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» в соответствующие системы поиска были ведены такие слова как: узбек, узбеки, мигранты из Узбекистана, узбеки и узбечки, узбекские мигранты. Полученные данные: 777 сообществ граждан Узбекистана в социальной сети «ВКонтакте» и 6 498 сообществ в сети «Одноклассники». В каждой из представленных социальных сетей было выделено по пять крупнейших групп, носящих именно мигрантообъединяющий характер.


В сети «ВКонтакте» это: «УЗБЕКИ В РОСИИ. Блоги и Новости» (604 человека); «Узбеки всем сюда» (604 человека); «Студенты Республики Узбекистан в РФ» (588 человек); «Узбеки и узбекская культура в Санкт-Петербурге» (339 человек); и «Узбеки в Казани» (261 человек).



В «Одноклассниках»: «Узбеки в Москве» (675 человек); «узбеки в Р.Ф» (513 человек); «Узбеки в России» (423 человека); «Узбеки в НОВОСИБИРСКЕ» (176 человек); «Узбеки в питере» (140 человек).



Содержание этих Интернет-площадок было проанализировано по следующим критериям: трансляция национальной культуры (религия, поэзия, музыка, живопись, танцы, кухня, прикладное искусство) через использование графического, аудио- и видеоконтента; координация деятельности национальных оффлайн-сообществ; оказание помощи и услуг в области культурной адаптации и правовой легализации, трудоустройства, рекрутинге рабочих рук; поддержание культурных связей диаспоры с исторической родиной, трансляцию национальных новостных поводов; эмоциональная поддержка соотечественникам и выражения этнической солидарности.





По результатам проведенного контент-анализа выкладываемых сообщений, постов, комментариев и т.п. был получен основной вывод: во всех сообществах в качестве доминирующих выступают только две функции: либо происходит активная трансляция национальной культуры, либо больше всего внимания уделено трудоустройству и рекрутингу рабочих рук. Рассмотрим это подробнее.

Культура vs Работа
Несмотря на то, что эти две функции борются за право стать доминирующими, они редко пересекаются вместе. Как правило, если в сообществе пишется о трудоустройстве, то для всего прочего места там практически не остается. Заполнением контента здесь занимаются обычно сами пользователи и только изредка можно увидеть записи от имени собственно администрации группы. Сообществ, связанных с трудоустройством одинаково много в обеих социальных сетях. Обычно подобные группы создаются «в привязке» к конкретному городу («Узбеки в Москве», «Узбеки Екатеринбурга» и т.п.).

Если же в сообществе доминирующей функцией является трансляция национальной культуры, то такое сообщество охватывает и прочие тематические направления. Обращает на себя внимание и такая особенность: если в группах для граждан Узбекистана идет речь о национальной культуре, то внимание уделяется, преимущественно, религиозным темам. Часто подписчики таких сообществ цитируют Коран или упоминают о нем в своих комментариях. Также достаточно часто в новостной ленте встречается национальная музыка и клипы. В большинстве сообществ наличествуют фотоальбомы, где содержатся фотографии национальной одежды, еды, каких-либо праздничных торжеств.



Солидарность, новости и многое другое
К сожалению, практически ни в одной группе, за исключением «Узбеки в НОВОСИБИРСКЕ» в «Одноклассниках» и «Студенты Республики Узбекистан в РФ» в «ВКонтакте», не налажена связь с оффлайн-сообществами мигрантов из Узбекистана. В лучшем случае, в комментариях к какой-нибудь записи один из пользователей группы предложит встретиться в том или ином месте, но данные предложения, как правило, не получают отклика.


А вот новостные поводы Узбекистана подаются почти в каждом сообществе, в той или иной степени. Если новости не публикует администратор группы, то сами подписчики активно наполняют контент свежей событийной информацией. Особенно много новостей появлялось в сообществах во время выборов в Узбекистане, довольно часто — на узбекском языке (вероятно, чтобы особенно подчеркнуть связь с исторической родиной).


В каждом сообществе присутствует контент, выполняющий функции этнической солидарности и эмоциональной поддержки, кроме таких сообществ как: «Узбеки в Москве» («Одноклассники»), и «УЗБЕКИ В РОСИИ. Блоги и Новости» («ВКонтакте»). Однако, в большинстве своем, функция выражена крайне слабо: две-три записи на пятнадцать-двадцать, а где-то и вовсе тема проявляется исключительно в комментариях пользователей.



Заключение
Такие тенденции развития современного узбекского общества, как деурбанизация (опережающие темпы роста сельского населения) и накопление большого количества безработных в сельской местности способствуют выбросу рабочей силы на внешние рынки, в частности, на российский. Как и кем себя ощущают эти миллионы мигрантов в Российской Федерации? Насколько им удается сохранить, проявить свою принадлежность к определенной нации, этносу, если, по мнению российских социологов, национальную, этническую идентичность можно определить как полифоничный сложный феномен, предполагающий многовекторное позиционирование? Проведенный анализ крупнейших узбекских этносообществ в самых многочисленных российских социальных сетях выявил, что в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» их существует достаточно много. Сообщества, носящие мигрантообъединяющий характер, можно разделить на две категории: сообщества, реализующие функции рекрутинговых агентств; и сообщества, реально пытающиеся транслировать национальную культуру в условиях чужого языкового пространства. Поиск работы, адаптация к существующим правовым нормам и правилам очень важны для мигрантов из Узбекистана. Но также важны для них общение, сопричастность к национальным событиям, культуре, традициям, праздникам. Это неразрывно, сосуществует и определяет современное «лицо» узбекских этносообществ в Рунете.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-03-00300(а).

Литература
1. Глухов А.П., Турутина Е.С., Шевченко Н.Н. Российская телевизионная реклама: реконструкция национальной идентичности (монография) – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008.– 194 с.
2. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность/ Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.– 327 с.
3. Митрохин Н. Трудовая миграция из государств центральной Азии. Электронный ресурс: magazines.russ.ru/oz/2003/3/2003_3_63.html дата обращения (25.05.2015).
4. Официальные статистические данные. Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Электронный ресурс: www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54891/ дата обращения (25.05.2015).
5. Снижение курса рубля и проблемы трудовых мигрантов из Узбекистана. Электронный ресурс: rpg15.wordpress.com/2014/12/23 дата обращения (25.05.2015).
6. Современная трудовая миграция населения стран Центральной Азии в Россию. Электронный ресурс: student312.com/index.php/raznoe/ дата обращения (25.05.2015).
7. Численность и миграция населения РФ в 2000-2012 году. Статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат. 2001, … 2013. Электронный ресурс: demoscope.ru/weekly/2015/0629/analit01.php дата обращения (25.05.2015).
8. migrant.ferghana.ru/tag/zakon
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.