Connect-Universum-Junior-2015: Университет будущего: тенденции, прогнозы, размышления или каким цветом будет диплом

Connect-Universum-Junior
Вахрушева Олеся Сергеевна
Кафедра социальных коммуникаций факультета психологии НИ ТГУ

Сегодня идея трансформации университетского образования в условиях глобальных экономических изменений, вызванных информационной революцией, будоражит многие умы современности. В настоящее время сосуществуют различные, порой взаимоисключающие и противоположные мнения о назначении высшего образования и о его будущем: прогнозы варьируются от беззаботно-оптимистических до мрачно-тревожных. В данной статье делается акцент именно на оптимистическое будущее системы высшего образования. Единственное, что может омрачать – потеря интереса к живому, обычному, человеческому общению в связи с тем, что всё становится более мобильным и виртуальным. Высшее образование обязательно изменится, но в какую сторону? Как будет организован образовательный процесс, какие будут формы обучения, будет ли это сетевой университет или мегауниверситет с разбросанными по всему миру филиалами-кампусами или же для обучения в будущем будет достаточным лишь наличие онлайн-курсов?

Если дать дефиницию «университету» в узком смысле, то это центр создания знания и проверки его истинности, накопления и сохранения информации и передачи этой информации другим. Несомненно, у университета много функций и задач, но будем рассматривать систему высшего образования с этой стороны определения. В ходе информационной революции и развитием компьютерных технологий главным продуктом производства и потребления становится информация, с огромной скоростью распространяемая по земному шару.

Благодаря этому или из-за этого положение университета меняется и помимо производителя и транслятора знаний, университет приобретает новые и многогранные функции. Вследствие этого университеты должны быстро и гибко адаптироваться к изменениям, либо исчезнуть.

На сегодняшний день существует ряд причин для трансформации системы высшего образования. Рассмотрим некоторые из них. Первая из них и самая важная, – это распространение массовости высшего образования. Данная тенденция современности требует радикально новых образовательных форматов.

В статье «Образ университета будущего» Луиза Морли считает, что современная система высшего образования находится на перепутье между гипермодернизмом и архаизацией. Сверхмобильность породила новые формы коммуникации, что повлекло за собой появление и новых форм обучения. В будущем, считает Морли, университету предстоит найти баланс между традицией и современностью.

Вторая причина: постепенное убывание государственной поддержки образования, как следствие образование все больше признается частным благом, нежели общественным. И, несмотря на массовость образования, оно все также остается социальной привилегией. Лишь считанные представители социально незащищенных слоев населения поступают в престижные университеты, которые дают им путевку в жизнь.

Университетам предстоит выбирать, какие они: «новые» или «старые». «Старые» университеты заботятся о том, чтобы дать студентам солидную теоретическую базу, которая должна послужить их дальнейшей самореализации, «новые» же университеты переориентировались на узкопрофессиональную подготовку, позволяющую немедленно приступить в работе. Это очень сложный выбор. Университеты будущего и современности стоит найти баланс между этим и исповедовать обе формы, а студентам предоставить выбор того, что им кажется более нужным и решающим в их жизни.

Ввиду всего этого университет не должен отстраняться от миссии хайдеггеровской «заботы». В своей статье «Переосмысляя университет: от производительности к заботе» Глория Далл’Альба выражает обеспокоенность технизацией и виртуализацией образования и настаивает на том, что университет должен не столько давать знания и навыки, сколько формировать активное отношение к жизни, приучать студентов к ответственному поведению и в свою очередь брать на себя ответственность за судьбу своих воспитанников. Именно в этом и заключается социальная функция университета. Поэтому университету будущего важно найти и поддерживать баланс между модернизацией и архаизацией. Простой трансляции знаний недостаточно, выпускники университета будущего должны быть социально ответственны, ответственно экологически, то есть должны быть способны, наряду с профессиональными навыками и компетенциями, проявлять заботу к другим людям и окружающему их миру.

Джон Никсон в статье «Университеты и общественное благо», что главное для университета будущего – это изменчивость, подвижность и гибкость образования. Никсон полагает, что для успешного реформирования университета необходимы четыре условия. Это, во-первых, новая практика обучения, позволяющая студентам работать в малочисленных группах, реализовать собственные интересы и не платить за учебу; во-вторых, академическая идентичность: университет должен не просто давать знания и навыки, но и включать молодых людей в академическое сообщество; в-третьих, разделение ответственности: профессорско-преподавательский состав должен быть вовлечен в принятие административных решений, чтобы видеть в университете не просто место работы, а общее дело, зависящее от его действий; и, наконец, кросс-институциональные отношения: нужно по возможности устранить барьеры, препятствующие межуниверситетской мобильности студентов. Таким образом, он предлагает создать такую систему университетского образования, которая гарантирует любому индивиду, стоит ему только переступить её порог, полноценную личностную самореализацию. Вопрос экономического обеспечения подобной идеальной институции Никсон обходит стороной. Главным здесь считаю не возможность бесплатного обучения, а работу в малочисленных группах, разделение ответственности, академическую идентичность и межуниверситетскую мобильность учащихся.

Немаловажным является то, что рамки сегодняшней системы высшего образования лишают практически любую инициативу, исходящую от студентов, малейшего шанса на реализацию. Следует поддерживать в студентах свободу мысли, дабы давать возможность для публичной дискуссии и обеспечить их самореализацию и саморазвитие.

Многие современные исследователи считают, что университет стал формальной институцией, в которой преподаватели лишь играют роль преподавателей, не передавая учащимся каких-либо знаний, а студенты, нисколько не интересующиеся учебой, только занимают места учащихся. Отсюда вытекает еще одна главная задача университета будущего: прививать навык и вкус к размышлению. Актуальным становится известное изречение немецкого ученого-энциклопедиста Александра фон Гумбольдта о том, что профессор приходит в университет не ради студента, как и студент — не ради профессора, оба они находятся в нем ради истины.

Университет – это живой организм и он подвержен изменениям. Он эволюционирует. Исторически первыми были учебные университеты, где студенты и профессора занимались только лишь образованием (Болонья, Сорбонна, Оксфорд, Кембридж, Саламанка). В XIX веке Фридрих Шлейермахер и Александр фон Гумбольдт разработали и воплотили модель исследовательского университета, где к образованию добавилась наука (Берлинский университет). В XX веке Ванневар Буш и Фредерик Терман успешно создали модель инновационного университета, сочетавшую образование, науку и инновационную деятельность. Сейчас формируется четвертая модель. От первых трех моделей ее отличает, в первую очередь, заочный характер, и, во-вторых, концентрация на достижениях всего сообщества ведущих университетов.

Следует отметить также, что работодатель знает, что традиционное очное университетское образование не всегда является гарантией профессионального качества выпускника. Судить по оценкам нельзя – университеты давно поразила «инфляция» баллов. Мысль, что высшее образование якобы невозможно без личного общения студентов с преподавателем и друг с другом, тоже умозрительна. А общение студентов в своей среде по вопросам, связанным с обучением, сейчас во многом переместилось в социальные сети и другие онлайновые сервисы.

Онлайн обучение, имея некоторые недостатки, также обладает и рядом преимуществ таких, как сведение личного контакта преподавателя и студента к минимуму, менее рутинное обучение и возможность применения свободы разума в поисках истины. Однако первостепенная задача онлайн обучения это охват максимально большого количества учащихся. Еще одна особенность университета в настоящее время — национальная пестрота аудитории, поэтому онлайн обучение способно минимизировать ксенофобные настроения. Также онлайн обучение будет намного дешевле, чем традиционное, что позволит сделать его массовым и доступным для всех. Исходя из этого слабые университеты, неспособные адаптироваться, которые дают не столько знания, сколько «корочки», начнут исчезать, сильные — будут снижать плату, сокращать штат преподавателей и ужесточать отбор студентов.

Массовость обучения позволит сократить штат преподавателей в разы, ведь аудитории станут больше, лекцию одного преподавателя смогут слушать одновременно несколько тысяч студентов, а, следовательно, говоря языком экономики, в отрасли высшего образования сложится «экономика суперзвезд». Это термин, описывающий такие отрасли, как спорт, кино, инвестиционные банки – везде, где массы низкооплачиваемых работников стремятся вырваться на немногие лидерские позиции, где единицы получают фантастические гонорары. Профессора в большинстве проиграют – им будут платить меньше, а конкуренция за места будет жестче. Лучшим профессорам будут платить, как звездам кино и спорта, – до нескольких миллионов долларов в год. Конечно, это будут именно те профессора, которые будут живой рекламой университета.

Обобщая всё вышесказанное, получается, что университет будущего можно расценивать как поставщика образовательных услуг. С одной стороны это центр, формирующий из выпускников личностей и профессионалов, а с другой стороны это центр по продаже образовательных услуг. Поступление в университет будет похоже на регистрацию в онлайновых сервисах. В нём будет существовать общепризнанная градация дипломов: желтый, оранжевый и красный.
После регистрации каждый студент покупает желтый пакет в зависимости от его специальности или направления. Каждый цвет диплома соответствует цвету пакета, который необходимо изучить, чтобы получить этот диплом. Желтый пакет это начальный уровень, база специальности, обязательный минимум, которым должен владеть каждый.

В каждом пакете есть:
• Перечень требований для выбранной профессии;
• Минимальный, расширенный и максимальный набор компетенций;
• Рекомендованный список дисциплин для освоения программы (есть обязательные для изучения и по выбору студента);
• Узкопрофильные предметы (только по выбору студента);
• Тренинги компетенций (возможности их проведения онлайн и оффлайн);
• Консультации преподавателей;

Изучение каждого пакета рассчитано на год. Спустя полгода обучения проводится промежуточное тестирование, с помощью которого студент сможет выявить свои слабые места и изучить заново выбранные им курсы или выбрать другие на своё усмотрение, чтобы лучше понять изучаемую им профессию. После года обучения проводится итоговое тестирование. Для перехода на следующий уровень, для покупки следующего пакета, среднее по двум тестам должно быть более 50 баллов. Если баллов больше, то начинает действовать система льгот и скидок на последующие пакеты дипломирования. Промежуточные и итоговые тесты будут похожи на современные государственные экзамены, в них будет по сто вопросов, они будут разделены на блоки и охватывать максимально полно изученную студентом программу. Все будет формироваться индивидуально, начиная от расписания занятий студента и заканчивая тестами. Если студенту достаточно полученных знаний и навыков, он может прекратить обучение и попробовать себя в работе или вернутся позже, весь прогресс, купленные им пакеты, все методические материалы и онлайн записи лекций сохраняются. Если нет, он продолжает обучение и переходит на следующий уровень – оранжевый, и далее – последний уровень – красный, схема для всех уровней одна и та же. Единственное что, идет наращивание базы получаемых знаний и предоставляемых курсов/предметов.

По окончанию обучения выпускнику выдается диплом с процентами освоения предметов, что в сумме дает общий процент, которому соответствует цвет получаемого им диплома:
• 80% – 100% – красный диплом;
• 50% – 70% – оранжевый диплом;
• 20% – 40% – желтый диплом.

Формат такого высшего образования позволит обучаться откуда угодно. Чтобы не потерять студенческую атмосферу в результате глобальной виртуализации высшего образования, университеты могут создавать образовательные комплексы, своего рода кампусы, где проживающим студентам обеспечат комфортные условия труда и отдыха, а по возможности и академическую поддержку. Для студентов будет возможно выбрать себе круглогодичный кампус, учитывая свои личные предпочтения: горнолыжный курорт, загородные лагеря, пляжные отели, минигорода-мегаполисы. Студенты совмещают круглогодичный отпуск с учебой, которую они выбрали сами. Студенты имеют возможность покинуть кампус, перебраться к себе домой или уехать в другой кампус. Подобные университетские кампусы будущего будут обеспечивать полное погружение в учебу.

Мобильное образование, точнее онлайн образование и университетские кампусы будущего сегодня могут показаться утопиями. Скорее всего, так оно и есть. На данный момент, мы может лишь предполагать какими будут университеты в будущем. Учитывая скорость развития компьютерных технологий и новых медиа, внедрение такого онлайн образования уже в первой половине XXI века вполне возможно.

Научный руководитель: Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии НИ ТГУ.

Список литературы:
1) Университет будущего: идеи и возможности [Электронный ресурс] // Отечественные записки: журнал для медленного чтения. URL: www.strana-oz.ru/2013/4/universitet-budushchego-idei-i-vozmozhnosti (дата обращения 15.05.15)
2) Университет будущего – курорт, его профессор – суперзвезда [Электронный ресурс] // SLON. URL: slon.ru/biz/1152105/ (дата обращения 16.05.15)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.