Connect-Universum-Junior-2015: Китайские мигранты ВКонтакте: сохранение идентичности или…?

Connect-Universum-Junior
Новак София Константиновна, Бычкова Марина Николаевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация
Миграция (студенческая, трудовая, бизнес) из Китайской народной республики – одна из актуальных проблем современной социально-демографической ситуации в России. По данным некоторых государственных ведомств ежегодный поток мигрантов из Китая только в регион Дальнего Востока насчитывает от 200 тысяч до полумиллиона человек. Министерство Просвещения Китая отмечает, что количество студентов, обучающихся в российских вузах возросло (по сравнению с 2000 годом) в десятки раз: в настоящее время ежегодно в Россию приезжают тысячи китайских студентов. Данное обстоятельство вызывает серьезный интерес социологов, психологов, культурологов, специалистов в области государственного управления, социальных коммуникаций. Настоящая статья включает в себя описание лишь одного из аспектов исследования такого серьезного явления как миграция из Поднебесной: авторы предприняли попытку выяснить основные тенденции в части сохранения национальной идентичности или ее отрицания китайскими мигрантами в социальных сетях Рунета. Были проанализированы процессы внутригрупповой коммуникации в этносообществах китайцев (на примере сети «ВКонтакте»).

Ключевые слова: виртуальная идентичность, миграционная адаптация, социальные сети, виртуальные коммуникации, мигранты из Китая.

Введение
Покидая свое государство на достаточно длительный срок, мигрант-студент, бизнесмен или рабочий целиком погружается в новую, чужую для него атмосферу: непривычные еда и климат; иное общество, со своей историей, традициями и обычаями; зачастую непонятные поступки, мотивы и реакции людей и т.д. По справедливому замечанию российских социологов Глухова А.П., Турутиной Е.С., Витченко Н.Н. ситуация мигранта – ситуация выбора «… между вариантами сохранения этнической идентичности через сознательную сегрегацию или ее утраты и приобретения новой через, тоже, более или менее, осознанный, процесс ассимиляции...».
Как чувствуют себя мигранты из Китая? Что их волнует или вдохновляет? Оценка ситуации через анализ виртуальных дискурсивных практик китайских мигрантов, т. е. через призму социальных сетей представляется здесь эффективной, так как социальные медиа носят публичный характер, они общедоступны, транспарентны, местами анонимны, что чаще предполагает искренность дискурса, нежели ее имитацию.

Проведенное исследование включало в себя два этапа:
1. анализ процесса внутригрупповой коммуникации и предписания этнонациональной идентичности мигранта в этносообществах «ВКонтакте»;
2. интервьюирование мигрантов из Китая, с целью выяснения индивидуальных особенностей адаптации каждого из респондентов к ситуации жизни «на чужбине».

Если тебе «китаец» имя…
Прежде всего, была осуществлена работа с поисковыми системами. Поиск осуществлялся по таким ключевым словам как: Китай, китайцы, китайская народная республика, КНР, Сhina, Шанхай, китаец и др. В итоге было найдено более 36 тысяч сообществ. Из них отобраны самые крупные, которые впоследствии были поделены на два вида: «позитивно-ориентированные» и «негативно-ориентированные».



К первой группе сообществ были отнесены: «中国 КИТАЙ CHINA», «ЭКД | Китай каждый день», «#НАЙТИВКИТАЕ — медиа ресурс про Китай», «Деловой Китай», «Мудрый Китай», «Китай | Шанхай», «О чём говорят китайцы?», «Журнал «Китай», «CHINA ELEMENT», «Оптимальный Китай», «Газета «Жэньминь жибао» онлайн», «Нихао от Мао | Китай как он есть», «Полезный китаец» и «Хитрый китаец».
Ко второй группе: «Китайцы не перестают нас удивлять», «типичный китаец», а также сообщество с «оригинальным» названием «китайцы».

Для того чтобы понять, как влияют обе эти группы на идентификацию личности мигранта в процессе адаптации в новом окружении, каждое сообщество было проанализировано по следующим критериям: численность сообщества и уровень активности пользователей; главный «инсайт» (миссия, идея) сообщества; преобладающий тип контента (развлекательный, новостной, репутационный); трансляция национальной культуры (языка, традиций, кухни, кино, литературы и т. д.); выражение межнациональной солидарности, эмоциональной поддержки; помощь в социальной и правовой адаптации к новой среде; трансляция новостных поводов, поддержка связи с родиной.

Результаты анализа «позитивно-ориентированных сообществ» привели к следующим выводам:
1. Численность сообществ не превышает 50 тысяч человек, в большинстве случаев она составляет 18-30 тысяч. Уровень активности низок.
2. Главная идея большинства сообществ состоит в самопрезентации (трансляция национальных ценностей, идеалов, установок), поддержке эмоциональной связи с Родиной (новости) и выражении межнациональной солидарности, сплочении наций, например, совместные фотографии президентов России и Китая, создание образа общего врага (США).
3. Немалое количество сообществ создают онлайн-чаты, помогая мигрантам найти себе друзей среди тех, кто разделяет и понимает их культуру, будь то русские или китайцы.
4. Некоторые сообщества помогают найти работу и получить гражданство, что является важной частью в процессе адаптации.

В целом, данная группа сообществ ставила своей целью формировать позитивный имидж Китая, его традиций, истории и народа. Это проявляется в трансляции произведений национального кинематографа, музыки, книг, высказываний великих людей (Конфуций); в создании неких персонифицированных носителей этой культуры, которые могли бы стать примером для всех национальностей (Джеки Чан).





Некоторые сообщества носили откровенно новостной характер, лишь сообщая о том, что происходит в Китае, тем самым помогая диаспоре «поддерживать связь» со своей родиной. Зачастую новостные сообщества создавались самими этнофорами.


Помимо этого, виртуальные этносообщества явились местом для поиска единомышленников, то есть русских людей, необремененных негативными стереотипами и любящих китайскую культуру. Это помогает многим китайским этнофорам избежать отчуждения от своих собственных корней, понимая, что есть люди, разделяющие их этнокультурные особенности.




Что касается «негативно-ориентированных» сообществ, стоить отметить, что их численность намного меньше, при этом значительно выше активность (за счет постоянных обсуждений постов, новостей и т.д.). Основным содержанием контента здесь является высмеивание национальных особенностей, внешних характеристик мигрантов (низкий рост, узкие глаза, желтая кожа); популярные стереотипы о Китае (большая численность населения, массовое производство всевозможных подделок); факты миграции большого количества китайцев в Россию. Во всех сообществах контент имеет юмористическую направленность, ярко обозначая стереотипы, присутствующие в сознании россиян, с которыми часто приходится сталкиваться приезжающим мигрантам.





Скажи мне: кто ты?
На втором этапе исследования были организованы интервью с 20 представителями китайской диаспоры, состоящими в разных этносообществах «ВКонтакте», среди них были как студенты вузов, так и выпускники, приехавшие в Россию работать. Вот как выглядит «собирательный портрет» респондента:
1. Живет в России, в мегаполисе или университетском городе (вероятнее всего в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске или Томске).
2. Возраст 18-20, девушек и парней примерно одинаковое количество. Источники дохода: родители, которые высылают деньги, стипендия, подработка. Только начал получать высшее образование (1-2 курс).
3. Социально активен, интересуется всем, принимает участие в многочисленных форумах, проектах, учеба в приоритете, амбициозен, умеет выходить из зоны комфорта – так можно охарактеризовать человека, решившегося переехать жить и учиться в другую страну. В его интересах получить хорошее образование, выучить язык, наладить общественные контакты, получить новые знакомства – поэтому на первых порах он социально активен. Чаще всего — открыт новому опыту, любопытен, целеустремлен.

В процессе интервьюирования были выявлены следующие закономерности адаптации китайских мигрантов к жизни в России:
• все респонденты столкнулись со сложностями в процессе адаптации: языковой барьер, наличие межнациональной напряженности (среди россиян распространены стереотипные представления о китайцах);
• часть интервьюируемых напрямую столкнулась с негативным отношением со стороны коренных жителей России;
• большинство опрошенных вступили в этносообщества, чтобы приобщиться к своей культуре, «выйти на связь» с Родиной.

Заключение
«Китаю нужно больше знать мир, а миру — больше знать Китай», — впечатляющие слова Си Цзиньпиня, нового Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Развивая свой тезис, он определил такие внешнеполитические цели Китая как «укрепление мира, развития и сотрудничества… соблюдение равенства между государствами и взаимного доверия… необходимость дальнейшей масштабной работы по развитию контактов и сотрудничества между КНР и другими странами». Все возрастающий поток мигрантов из Поднебесной – самое яркое свидетельство того, что народ разделяет установки своего лидера. При этом, находясь не всегда в благоприятной среде, китайские мигранты не стремятся конфликтовать, либо, напротив, активно «растворяться» в чужом обществе. Большинство из них сохраняет этническую идентичность, транслирует приверженность своим корням, культуре, истории своей страны, презентуя себя как «послы» великого государства с тысячелетними традициями. Проведенный анализ виртуальных практик китайцев в социальной сети «ВКонтакте» проиллюстрировал справедливость этого тезиса со всей очевидностью. К тому же виртуальные сообщества помогают мигрантам найти близких по духу людей, приобщиться к своей диаспоре, социализироваться в новом обществе. Благодаря частичной анонимности социальных сетей у пользователей есть возможность скрыть некоторые свои аскриптивные характеристики, следовательно, чувствовать себя более комфортно. Все это в целом способствует более быстрому приобретению новых знакомств (друзей, партнеров), налаживанию контактов и ускоряет процесс реальной адаптации в чужой стране.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-03-00300(а).

Список литературы:
1. Глухов А.П., Турутина Е.С., Витченко Н.Н. Российская средняя школа как площадка межэтнической интеграции (на опыте Богашевской средней общеобразовательной школы им. А.И. Федорова) – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – с. 180.
2. Лаптев С. Демографическая угроза или упущенный шанс? Выходцы из Восточной и Юго-Восточной Азии в России\Неприкосновенный запас, 2002, №5(25). Электронный ресурс: magazines.russ.ru/nz/2002/5/laptev.html дата обращения (19.05.2015).
3. Ларин А.Г., Садовская Е.Ю. Китайская миграция на постсоветском пространстве (опыт сопоставительного анализа на примере России и Казахстана)\Восток (Oriens), 2014, № 3, с. 107-120.
4. Лян Летянь Социология профессиональной адаптации китайских студентов в России\ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 44, том 18, 2007, с. 387-390.
5. Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития. Электронный ресурс: www.national-mentalities.ru/mentalities/globalizaciya_multikulturalizm_identichnost/fedotova_n_n_multikulturalizm_i_politika_razvitiya/ дата обращения (19.05.2015).
6. Цзиньпин во главе высшего руководства встретился с китайскими и зарубежными журналистами // ИА Синьхуа. — 2012, 15 ноября // kz.china-embassy. org (дата обращения: 19.05.2015).
7. Численность и миграция населения РФ в 2000-2012 году. Статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат. 2001, … 2013. Электронный ресурс: demoscope.ru/weekly/2015/0629/analit01.php дата обращения (19.05.2015).
8. Швецова Т.В. Современная миграция из Китая в Россию и ее социально-экономические последствия. Автореферат по ВАК 08.00.05, на соискание степени кандидата экономических наук. Электронный ресурс: www.dissercat.com/content/sovremennaya-migratsiya-iz-kitaya-v-rossiyu-i-ee-sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya дата обращения: 19.05.2015).
9. au-migration.narod.ru/Diplom/71.htm
10. www.buk.irk.ru/exp_seminar/3/3_dyatlov.pdf
11. ecsocman.hse.ru/data/2012/09/12/1265233195/Safonova.pdf
12. www.kp.ru/online/news/1585472/
13. news.xinhuanet.com
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.