Connect-Universum-Junior-2015: Образ преподавателя ВУЗа в понимании современных школьников

Connect-Universum-Junior
Баладурина Виктория Владимировна, Янюк Юлия Евгеньевна
МАОУ «Планирование карьеры»

С сентября 2014 года мы посещаем занятия в МАОУ «Планирования карьеры» по программе «Психолого-педагогический класс». Этот курс отличается от обычных школьных занятий тем, что дает нам возможность задуматься о своем будущем и определиться с будущей профессиональной карьерой. На занятиях мы изучаем профессиограммы, профессионально – важные качества, условия труда, особенности профессии, очень много учебного времени посвящаем практике и профессиональным пробам (психолог, учитель, педагог дополнительного образования, вожатый, логопед).

На одном из занятий педагог задал вопрос: «Чью карьеру вы бы назвали успешной и взяли бы для себя в пример?». Ответов было много, называли популярных звезд кино, певцов, спортсменов, политиков и т.д. Но для нас самым успешным карьеристом является преподаватель ВУЗА. И свою профессиональную деятельность мы хотим связать с преподаванием. Нам очень интересна данная тема исследования, как будущим студенткам, так и будущим педагогам, преподавателям.

Целью нашей работы является выявление образа преподавателя ВУЗа в понимании современных школьников (9-11 классы школ г. Томска).

Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
1. Составить вопросы для анкеты и провести опрос среди старшеклассников (9-11 классы г. Томска).
2. Проанализировать полученные результаты и выявить образ преподавателя в понимании современных школьников (9-11 классы школ г. Томска). Выявить желаемый образ преподавателя в представлении современных школьников (9-11 классы школ г. Томска).
3. Найти среднестатистические данные по преподавателям ВУЗов (согласно нашей анкете), сравнить полученные результаты и сделать выводы.

В исследовании использовались такие методы как:
1. Опрос (эмпирический метод);
2. Поиск информации (теоретический обзор).

Итак, согласно задачам была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов.

Анкета «Образ преподавателя ВУЗа в понимании современных школьников».
1. По вашему мнению, какой средний возраст преподавателей университета?
А) 22-28 Б) 29-35 В) 36-42 Г) 43-49 Д) 50-56 Е) 57-63 Ж) от 64 и старше
2. Как вы думаете, какого пола преподаватели преобладаю в университете?
А) мужской;
Б) женский.
3. Как вы думаете, в каком стиле одеваются преподаватели университета?
А) деловой (костюм, галстук, строгие тона);
В) большое внимание уделяют моде;
Б) свободный (джинсы, футболка, джемпер);
Г) не придают значения выбору в стиле одежды.
4. Как вы думаете, какой образ жизни ведут преподаватели университета:
А) малоподвижные увлечения и занятия спортом (например, прогулки, библиотека, кинотеатр, шахматы);
Б) активные увлечения и занятия спортом (например, путешествия, бег, лыжи, плавание); В) экстремальные увлечения и занятия спортом (например, прыжки с парашютом, скалолазание).
5. Пользуются ли преподаватели университета социальными сетями?
А) да;
Б) нет.
6. Преподаватели университета скорее:
А) строгие;
Б) веселые;
В) грубые;
Г) вредные;
Д) добрые;
Е) равнодушные;
Ж) любящие свой предмет.
7. Преподаватели университета, по вашему мнению, как правило, общаются со студентами:
А) легко и доступно;
Б) используя сложные термины (научно);
В) неформально (часто используя примеры из жизни);
Г) не стремясь заинтересовать, “хочешь услышать — услышишь”;
Д) заразительно, “как актер на сцене”.

Проанализировав полученные результаты мы выявили образ преподавателя в понимании современных школьников (9-11 классы школ г. Томска). Так же мы узнали желаемый образ преподавателя в представлении современных школьников (9-11 классы школ г. Томска).

Результаты опроса:
1. По вашему мнению, какой средний возраст преподавателей университета?


2. Как вы думаете, какого пола преподаватели преобладаю в университете?


3. Как вы думаете, в каком стиле одеваются преподаватели университета?


4. Как вы думаете, какой образ жизни ведут преподаватели университета?



5. Пользуются ли преподаватели университета социальными сетями?



6. Преподаватели университета скорее



7. Преподаватели университета, по вашему мнению, как правило, общаются со студентами


Анализ результатов опроса и выводы

1) Чуть больше 50% учеников считают, что средний возраст преподавателей ВУЗа от 36 до 42 лет, на самом деле средний возраст преподавателей ВУЗа составляет от 50 и старше.
Теоретический обзор: Более 40% преподавателей в России, Германии, Португалии и США старше 50 лет, в то время как в Норвегии и Франции таких от 25 до 33%. С другой стороны, в Китае, Индии и в ЮАР достаточно велико количество преподавателей в возрасте 30-40 лет. В Бразилии в последние годы также увеличилась доля молодых преподавателей.
2) 90% учеников считают, что в ВУЗе преобладают преподаватели женского пола, что совпадает с действительностью.
Теоретический обзор: Одна из самых популярных теорий, почему профессия учителя стала «женской», кроется в классическом распределении ролей между мужчинами и женщинами. Система профессионального воспитания и образования детей в этом ключе рассматривается как продолжение работы по дому, напрямую связанное с природной функцией женщины как матери. И если раньше учительский состав в России кое-как пополнялся учителями мужчинами (преимущественно это учителя трудового воспитания, физкультуры, физики или истории), то сегодня даже это небольшой «поток» мужских сил практически иссяк. Две главных причины тому — низкий уровень оплаты труда простого учителя, несмотря на многочисленные реформы последних лет, и низкий уровень признания профессии учителя в обществе. Единственный «оазис», где преподавателей-мужчин до сих пор много — это система высшего образования, при том, что в ВУЗе мужчины обычно совмещают научно-исследовательскую и педагогическую деятельность.
3) Более 70% учеников считают, что преподаватели ВУЗА одеваются в деловом стиле.

Теоретический обзор: Подходящие стили — преимущественно деловой и классический. В холодное время года можно добавлять натуральный, в виде уютных сдержанных однотонных джемперов и вязаных платьев, а вот когда жарко, с этим стилем нужно быть осторожными: если мужчинам и могут подойти светлые естественно мятые льняные костюмы, то на женщинах льняные же сарафаны иди юбки а-ля барышня-крестьянка будут смотреться слишком фривольно в заданном контексте. Цветовая гамма должна быть спокойной. Допустимы 1-2 небольших ярких цветовых акцента, вроде броши, шарфа или галстука, а вот кричащей расцветки для основных вещей стоит избегать. В идеале, делать ставку нужно на качество вещей: 1-2 пары удобных туфель, несколько базовых платьев или костюмов, юбки-карандаши с идеально сидящими блузами. Для мужчин не придумали ничего лучше костюмов с рубашками. В качестве послабления для сильного пола могут быть классические темно-синие джинсы в сочетании с пиджаком. В свою очередь, последний иногда можно заменить на благородный джемпер. Ключевые слова облика преподавателя, как мужчины, так и женщины: сдержанность, спокойствие, уверенность, достоинство, мудрость. Это те вечные ценности, которые стоит транслировать подрастающему поколению и словом, и делом, и внешним видом.
4) Более 70% учеников считают, что преподаватели ВУЗА ведут малоподвижный образ жизни. Данное мнение совпадает с действительностью. Ученики предпочли бы видеть в качестве преподавателя ВУЗа, человека, ведущего активный образ жизни, возможно увлекающегося экстремальными видами спорта.

Теоретический обзор: Организация отдыха педагогов в свободное время оставляла желать лучшего. Так, после трудового дня и в выходные дни из 100 респондентов 34% смотрели телевизор, 34% — занимались домашними делами, 26% — проводили время с детьми. Активно отдыхали только 12% и совсем не отдыхали 15% из 100 специалистов. При этом половина преподавателей была не удовлетворена тем, как проводит свое свободное время, основными причинами назвали усталость после учебных занятий в ВУЗе и недостаток свободного времени для отдыха из-за необходимости продолжения работы (соответственно 39% и 25% из 100 респондентов).
5) Более 70% учеников считают, что преподаватели ВУЗа пользуются социальными сетями, что, конечно же, совпадает с действительностью.

Теоретический обзор: Современные темпы информатизации общества, а также содержание этого явления, несомненно, влияют на структуру образовательного процесса, буквально принуждая преподавателей и студентов к частичному, а то и полному переносу обмена информацией через Интернет. В настоящее время самой удобной площадкой для дистанционной коммуникации являются социальные сети. Действительно, многие преподаватели регистрируются в социальных сетях специально для общения с учениками, или ведут общение через уже существующие страницы, но это может привести к некоторому ряду проблем, в числе которых присущее Интернету появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, а также относительная доступность информации приватного характера.
6) Более 50% учеников считают, что преподаватели ВУЗа любят свой предмет, являются добрыми и строгими одновременно. Так же отмечают преподавателя как веселого человека.
7) Ровно 40% учеников считает, что преподаватели ВУЗа общаются со студентами научными терминами, 30% легко и доступно. Практически 60% предпочли бы преподавание в легкой и доступной форме, с минимальным использованием научной терминологии.

Общие выводы исследовательской работы
Таким образом, можно сделать выводы о том, что мнение учеников о преподавателях ВУЗов совпадает с действительностью (кроме возраста – считают, что преподаватели в основном 36-42 лет, а на самом деле 50 лет и старше). Образ преподавателя выглядит так, женщина, предпочитающая деловой стиль в одежде, ведущая малоактивный образ жизни. Это преподаватель, пользующийся социальными сетями для общения со студентами, веселый, добрый и одновременно строгий. И конечно, любящий свой предмет.
8) Ученики хотели бы видеть преподавателей ВУЗа в возрасте 29-42 года. На 35 % преподавательский состав состоит из 35% мужчин, а 65% из женщин. Стиль одежды деловой. Ученики предпочли бы видеть преподавателей, ведущих активный образ жизни – 45%, экстремальный – 27% и малоподвижный также – 27%. 80% учеников считают, что преподаватели ВУЗа должны пользоваться социальными сетями. Практически 60% предпочли бы преподавание в легкой и доступной форме, с минимальным использованием научной терминологии.

Литературные и Интернет – источники:
1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд. МГУ, 1995. – 224 с.
2. Сергеева Л.А. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета: Автореф. дисс.… к. п.н. – Л. 1984. –16 с.
3. cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-vuza-sovremennyy-vzglyad-na-professiyu-opyt-sotsiologicheskogo-issledovaniya

Научный руководитель Кустова Гузель Наиловна, педагог дополнительного образования МАОУ «Планирование карьеры».
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.