Connect-Universum-Junior-2015: Стереотипы восприятия Высшего образования в Казахстане и России

Connect-Universum-Junior
Корнеев Артем Александрович, Миронова Ксения Николаевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Томск – это студенческий город, в нем живет большое количество национальностей, в том числе и казахов. В связи с этим становится интересен вопрос, какие бывают стереотипы восприятия высшего образования в Казахстане и России? Эта тема актуальна на данный период времени. Стереотипы заняли очень важное место в нашей жизни, без них люди, наверное, уже не смогут рассуждать или думать. Так, многим ребятам именно они мешают поступать в ВУЗы, или же наоборот, кому-то не стоит поступать, но социум настаивает.

Чтобы можно было говорить о стереотипах в образовании, нужно узнать историю современного российского образования. Она начинается с реформы 1990-го года. Ее основными направлениями стали: ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизация образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Основным законом, определяющим структуру развития высшего образования в Республике Казахстан, является Закон «Об образовании». В июле 2004 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании РК». Это стало важным шагом в укреплении и совершенствовании законодательных и нормативных положений в сфере высшего и послевузовского образования. Новый закон значительно ужесточил квалификационные требования к высшим учебным заведениям и их филиалам. В частности, были представлены новые требования в отношении преподавателей, работающих на полную ставку. Работа филиалов вузов была ограничена только реализацией профессиональных образовательных программ в объеме циклов социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

В 1990-е годы, когда стало возможным создание частных учебных заведений, а законодательная база, регулировавшая этот процесс, еще не устоялась, появилось много новых учебных заведений, в частности, в сфере высшего образования. Кроме того, создавались филиалы вузов, официально зарегистрированных и физически находящихся в других странах, в первую очередь филиалы российских вузов. Содержание образовательных услуг, оказываемых ими, не соответствовало казахстанской законодательно-нормативной базе, а процесс контроля над качеством этих услуг, был затруднен.

В этой связи в целях повышения качества образования и усиления контроля учебного процесса было принято решение ограничить сеть филиалов. Были усилены требования в отношении материально-технической базы и собственных ресурсов ВУЗов. Чтобы усилить качество образования и государственный контроль в системе образования были введены Единое национальное тестирование (ЕНТ) и Промежуточный государственный контроль (ПГК). ПГК – это национальный экзамен, проводимый Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования для студентов второго курса всех специальностей, кроме медицинских (для студентов медицинских специальностей ПГК проводится после третьего курса).

Теперь, как нам кажется, нужно понять, что такое само понятие «стереотип». Мы нашли несколько основных версий:
• Стереотип – это нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа – это высокая устойчивость.
• Стереотип определяется как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В широком смысле — это традиционный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения.
• Стереотип — жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей. Поскольку мы вообще склонны к упрощениям, то формируем стереотипы для большей предсказуемости поведения других людей. Эти стереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными; обычно они содержат некое зерно истины. Их разделяет значительное количество людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений.

Как оказалось, стереотипов о восприятии образования в России достаточно, и основываясь на своем мнении, как жителей Российской Федерации, мы представили некоторые из них.
• «Без диплома — нет карьеры». Этот стереотип самый распространенный. Однако работодателю, как показывает практика, нужен сначала диплом, а потом знания.
• «Лучше иметь опыт, чем диплом». Данное утверждение полностью опровергает предыдущий стереотип. Некоторые считают, что хорошему специалисту не обязательно оканчивать университет и получать диплом.
• «Необходимо получать Высшее образование сразу после школы». Учителя много говорят на этот счет, ведь в багаже имеются свежие и незабытые знания, не придется все заново восстанавливать.
• «Уровень образования в России на данный момент очень низок, а помните, как в СССР учили…»
• Так как «На работу берут только по связям», то сразу же вытекает другой стереотип, что «Диплом необходим только для галочки».
• «ВУЗы России не ценятся за рубежом». Поэтому некоторые уезжают учиться за границу.
• «За рубежом студентам предоставляется больше выбора в изучении предметов той специальности, которая им нравится». Имеется в виду, что помимо основных предметов, присутствуют дополнительные, которые студент может выбрать по-своему усмотрению.

После опроса своих товарищей, которые живут в Казахстане, мы выявили стереотипы, такие как:
• « Всё в Казахстане делается через деньги». Чтобы поступить на бюджет, нужно или заплатить, или хорошо написать ЕНТ. А чтобы хорошо написать ЕНТ, нужно заплатить.
• «Казахстанские ВУЗы не котируются в зарубежных странах».
• «Делается большой упор на казахский язык, который трудно даётся русским».
• «Нет достойного выбора специальностей для людей, которые хотят связать жизнь с техническими направлениями».
• «Обучение ведется по устаревшим методикам».
• «В целом довольно низкий уровень подготовки специалистов в учебных заведениях».
• «Коррумпированность системы высшего образования».
• «На работу берут только по связям».

Стереотипы в России:

• «Без диплома – нет карьеры»
• «Лучше иметь опыт, чем диплом»
• «Необходимо получать Высшее образование сразу после школы»
• «Уровень образования в России на данный момент очень низок»
• «На работу берут только по связям»
• «Диплом необходим только для галочки»
• «За рубежом студентам предоставляется больше выбора в изучении предметов той специальности, которая им нравится»
• «ВУЗы России не ценятся за рубежом».

Стереотипы в Казахстане:
• «Все в Казахстане делается через деньги»
• «Коррумпированность системы высшего образования»
• «Делается большой упор на казахский язык»
• «В целом довольно низкий уровень подготовки специалистов в учебных заведениях»
• «На работу берут только по связям»
• «Нет достойного выбора специальностей для людей, которые хотят связать жизнь с техническими направлениями»
• «Казахстанские ВУЗы не котируются в зарубежных странах»
• «Обучение ведется по устаревшим методикам»
По окончанию данного исследования, мы выявили, что стереотипы распространены, как мы и предполагали. Сравнив стереотипы восприятия Высшего образования Казахстана и России, мы сделали вывод, что у жителей обеих стран много негативного. Это укоренилось глубоко в сознаниях наших народов. В связи с чем, можно обозначить данную проблему как важную и актуальную на данный момент.

Список источников:
1. Харвест. С. Ю. Головин Словарь практического психолога. М.: АСТ
2. Большая психологическая энциклопедия.
3. tempuskaz.belight.net/files/review_he_ru.pdf
4. goo.gl/DNzI26
5. goo.gl/f1amNi
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.