«Френдинг» с преподавателем: Интернет как пространство межличностных коммуникаций в образовательных целях (глазами студентов томских вузов)

Вопросы новых медиа
Гужова И.В., к. филос. н., доцент кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ и
Киреева А.В., студентка 2 курса бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» ФП НИ ТГУ

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-13-70004)

Для студентов как представителей цифрового поколения Интернет является «средой обитания», чего не скажешь о преподавателях высшей школы, для многих из которых тренд развития электронных коммуникаций со студентами в образовательных, информационных, организационных и др. целях стал серьезным профессиональным вызовом.

Какие площадки и форматы межличностного Интернет-общения университетские преподаватели предлагают своим студентам, а что бы предпочли сами учащиеся? Насколько активно используются популярные социальные сети в учебном «диалоге»? Как меняется характер коммуникации педагога и студента в электронном пространстве? Какие плюсы и минусы есть в виртуальных учебных взаимоотношениях? Должны ли кем-то регулироваться межличностные Интернет-коммуникации преподавателя и студента? Ответить на эти вопросы мы предложили студентам шести государственных университетов г. Томска.
Весной 2017 года был проведен онлайн-опрос (адресная рассылка Google-формы) с целью выяснения масштабов использования, каналов, форматов, характера и перспектив развития электронных коммуникаций студентов и преподавателей в процессе обучения в вузе. В выборку вошли 86 студентов разных специальностей (социо-гуманитарный, технический, естественнонаучный блок) шести томских вузов.

Представляем вашему вниманию полученные в результате исследования данные.

Каналы и форматы общения студентов и преподавателей в Интернет



86% опрошенных студентов томских вузов участвуют в «электронном диалоге» с преподавателями.



Электронная почта является самым распространенным каналом Интернет-связи педагога и студента (52, 3 %). На втором месте (17,4 %) находится телефонная связь, и на третьем (15,1 %) – общедоступные социальные сети (Вконтакте, Facebook и пр.).



Большинство студентов (60,5 %) используют для отправки учебных заданий преподавателю электронную почту, но часть опрошенных отсылает учебные задания через общедоступные социальные сети (17,4%). Внутриуниверситетские электронные образовательные платформы (например, Moodle) служат площадкой для отправки заданий для 16, 3% респондентов.



Виртуальное общение с научным руководителем у большинства опрошенных студентов (60,5 %) происходит посредством электронной почты. Но велика доля тех, с кем научный руководитель общается на площадке социальных сетей (25,6%).



Эти данные говорят о том, что в социальных сетях преподаватели чаще предлагают такой формат общения как личная переписка в учебных целях (50 %). Еще 25, 6 % респондентов указали формат «беседы» как используемый педагогами вариант взаимодействия. Многие преподаватели создают сообщества для коммуникации со студентами в образовательных целях (так ответили 23, 3 % респондентов).



64 % (!) опрошенных студентов считают общедоступные социальные сети (Вконтакте, Facebook и пр.) более удобным каналом для электронного общения с преподавателем. Немало и тех, кто предпочитает электронную почту (40,7 %). Многим студентам удобно поддерживать связь с преподавателем через телефон (29, 1%).

7) Поясните, почему?
Студенты обосновывают свои предпочтения электронных каналов общения с преподавателями словами: это «удобно», «доступно», «комфортно», «быстро», «постоянно на связи».



Самой неудобной площадкой для электронного общения с преподавателями студенты считают внутриуниверситетские электронные образовательные платформы, так ответили 45,3 % учащихся-респондентов.

9) Поясните, в чем неудобства?
Свои неудобства в использования данного канала студенты пояснили тем, что это «не удобен функционал сайта», «нет быстрого оповещения», «не использую данную площадку» и др.



Несмотря на удобство общения в Интернет-среде практически все учащиеся (97,7 !) предпочитают консультацию с преподавателем при личной встрече («в живую», офлайн).

«Скоростной режим» электронного общения



Больше половины опрошенных (64 %) отмечают, что возможность взаимодействия с преподавателем онлайн экономит их время, 24,4 % считают, что это никак не влияет на временные затраты.



Из диаграммы видно, что большинство студентов (61, 6 %), отправив учебное задание на проверку через Интернет, терпеливо ждут, когда преподаватель найдет возможность проверить задание. Однако, 26,7 % опрошенных напоминают о себе, если им долго не приходит ответ.


Большая часть учащихся (66,3 %) не заставляют преподавателей ждать и, увидев сообщение от преподавателя, сразу же, как только появляется возможность, отвечают ему.



Диаграмма демонстрирует, что почти половина опрошенных (46,5 %) стараются каждый день проверять свою почту, но немало и тех, кто проверяет почту, только тогда, когда ждет какое-то послание (34,9 %).

Открытость и «границы дозволенного»



Больше половины учащихся (57 %) считают, что доступность преподавателя для делового общения со студентами посредством Интернет демонстрирует его открытость.



79,1 % опрошенных студентов ценят (или оценили бы) возможность связаться с преподавателем через общедоступные социальные сети, остальные 19,8 % не считают, что в этом есть необходимость.



Также 79,1 % респондентов оказались не против того, что преподаватели используют социальные сети для связи с ними по каким-либо учебным вопросам.
К 15,1 % опрошенных студентов преподаватели никогда не обращались в социальной сети, и только 5,8 % не хотели бы использовать сети для учебы.



72,1 % опрошенных подтвердили, что нормально относятся к тому, что преподаватели могут «изучать» их профили в социальных сетях, еще 15, 1 % относятся к этому «хорошо», поскольку они не против, чтобы преподаватель получше узнал их.



57 % опрошенных студентов сами иногда просматривают профили своих преподавателей в социальных сетях, 24,4 % делают это постоянно, но 18,6 % не интересуются информацией, доступной на странице преподавателя в социальных сетях.



12, 8 % респондентов сообщили, что среди их «друзей» в социальных сетях есть много преподавателей. У 46,5 % опрошенных в социальных сетях имеются «друзья» среди преподавателей, но их немного (единицы). Еще 25, 6 % студентов не были бы против «френдинга» с преподавателями. И все же среди опрошенных учащихся вузов 12, 8 % не хотели бы видеть преподавателей среди своих виртуальных друзей.



Несмотря на то, что преподаватели подхватили тренд развития электронных коммуникаций, 83,7 % из числа опрошенных студентов ответили, что никто не оговаривает с ними «правила» онлайн-общения. Хотя оставшаяся часть выборки подтвердила, что среди преподавателей есть те, кто проговаривает на занятиях или прописывает нормы и правила электронной коммуникации с ними в учебных целях.



Студенты доверяют процесс регулирования виртуального общения преподавателям (38,4). Только 15, 1% опрошенных высказались в пользу документального оформления режима «электронных учебных коммуникаций». Остальные ответы свидетельствуют о том, что в Интернет как пространстве свободного общения можно сотрудничать в режиме ситуативного регулирования (по обстоятельствам, индивидуально и т.п.).

23) Считаете ли Вы, что сегодня преподаватели обязаны быть доступны студентам онлайн по вопросам учебы? Почему?

В ответах на этот открытый вопрос мнения респондентов разделились, но все были едины в своей оценке слова «обязан». Студенты настаивают, что не нужно принуждать преподавателя к Интернет-общению в учебных целях, если он этого не хочет (не может). При этом выраженное большинство пишет, что здорово, когда существует возможность обратиться за помощью к преподавателю онлайн и не быть отвергнутым. Еще это очень удобно, не зря Интернет стремительно становится самым распространенным каналом общения между людьми.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.