Влияние кинематографа на общественное сознание: анализ отечественного кинофильмов постсоветского периода

Работы студентов
Д.И. Резников, магистрант направления «PR и реклама в системе новых медиа»
Томский государственный университет


Аннотация: Статья посвящена рассмотрению кинематографа как визуального средства массовой коммуникации, оказывающего колоссальное влияние на общественное сознание. В статье представлен анализ отечественных фильмов различной тематики, направленных на реализацию воспитательной, образовательной и эстетической функции.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, кинематограф, мировоззрение, патриотизм, нравственные ценности


Кинематограф в научной литературе рассматривается как вид современного изобразительного искусства и как средство массовой коммуникации. Эти две его ипостаси обусловливают огромный потенциал воздействия на человека через аудиовизуальный канал, лежащий в основе визуальных коммуникаций. Под визуальной коммуникаций понимается передача информации путём визуальных образов, которые созданы для того, чтобы специально воздействовать на получателя. В отличие от книг, газет и радио, кинематографом осуществляется воздействие, как на зрительное восприятие, так и на слуховое. Это позволяет создавать многомерные образы в сознании человека. Оно реализуется благодаря методам преобразования коммуникативно-содержательной стороны транслируемой информации, методам эмоционального воздействия, лингвистические методам и приемам.

В рамках данной статьи будет рассмотрено влияние отечественного кинематографа на общественное сознание россиян. В данном аспекте стоит выделить несколько направлений, по которым осуществляется это влияние. Для объективности будут рассмотрены как формирующиеся отрицательные черты российского менталитета, так и положительные черты.

Говоря о влиянии кинематографа на общественное сознание, необходимо определить охарактеризовать его следующие функции:

1. Воспитательная функция, включающая в себя ряд следующих аспектов:
• воспитание чувства патриотизма, любви к Родине,
• развитие института брака и привитие семейных ценностей,
• воспитание нравственного отношения к социуму, чувства долга перед обществом,
• религиозное православное воспитание;
• профилактика развития асоциального поведения;
• воспитание любви к природе России;
• развитие международных отношений.

2. Образовательная функция. В данную функцию входит:
• Формирование знаний об известных людях России, ставших предметом национальной гордости;
• Формирование знаний об исторических событиях страны;
• Развитие представлений о современных экономических и политических процессах, происходящих в России;
• Трансляция знаний основ психологии человека, межличностных взаимоотношений, воспитания детей.

3. Эстетическая функция. Данная функция направлена на реализацию российского кинематографа как вида искусства, она нацелена на удовлетворение эстетических потребностей зрителя.

Обратимся к каждой из обозначенных функций и на конкретных примерах рассмотрим, через какие фильмы и кинематографические средства оказывается влияние на мировоззрение российского зрителя как составляющую общественного сознания.

Воспитание чувства патриотизма играет важную роль в российском кинематографе. Множество современных фильмов реализуют государственный заказ и своей целью ставят патриотическое воспитание. Одним из таких фильмов является фильм Артема Аксененко «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», вышедший в прокат в 2016 году. Данный фильм рассказывает биографию трех спортсменов, которые в своих видах спорта не только реализовались сами, но и принесли славу своей стране. Стоит отметить, что этот фильм выполняет также образовательную функцию, так как нацелен на просвещение российского зрителя. Основной посыл фильма – реализуйся, развивайся сам в рамках своей страны, и будет развиваться сама страна. В эмоциональном плане фильм направлен на развитие чувства гордости за свою страну, в которой живут такие целеустремленные и успешные люди.

На воспитание патриотизма направлен ещё один фильм спортивной тематики – «Легенда №17», вышедший в прокат в 2013 году. Он посвящен биографии прославившегося на весь мир советского хоккеиста Валерия Харламова.
В целом, в фильмах о русских спортсменах, добившихся мировой известности и ставших героями в своей стране, провозглашается сила самой России, пробуждается в зрителе чувство патриотизма, гордости за страну и ее героев.

Патриотическое воспитание реализуется также и военными фильмами, что традиционно для кинематографа. Ведь фильмы на военную тематику в России снимались и в годы Первой Мировой войны, и в годы Великой Отечественной войны, и в перестроечные времена.

В блок военных фильмов входят и фантастические кинокартины. К примеру, «Мы из будущего» 2008 года, в котором показывается циничное раскапывание мест былых сражений компанией людей, которые попадают в прошлое, в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг., и вынуждены делать нравственный выбор, воевать и погибать за Родину. Финал фильма показывает нравственное преображение героев, вернувшихся в свое время: они отказываются от циничных взглядов на военную историю, иначе относятся к понятию Родины, один из них раскаивается в следовании фашистским идеям.

В фильме Ф. Бондарчука «9 рота» изображены простые молодые парни, которые заброшены на войну и вынуждены защищать не только страну, но и свою жизнь. Данный фильм изображает отчаянность и смелость молодых парней, их чувство долга, их честь. В фильме Бондарчука «Сталинград» (2013 г.) изображено историческое событие – битва за Сталинград. В этом фильме поднимаются те же вопросы долга, чести, мужества, патриотизма, верности, которые содержатся во всех российских фильмах о войне.

Стоит отметить, что блок российских фильмов о войне реализует и образовательную функцию, так как большинство фильмов привязано к реальным историческим событиям и лицам, которые неоднократно упоминаются и раскрываются в кинокартинах.

Нужно отметить, что фильмы, вызывающие чувство патриотизма, любовь к России, часто содержат идею русского человека, находчивого, смекалистого, способного выстоять в такой ситуации, в которой жители других стран пасуют. Сила русского характера, его своеобразие позволяют русскому человеку выдержать все и разрешить любую ситуацию.

Как правило, данные фильмы построены на противостоянии главного героя внешним силам: криминальным группировкам, жизненным обстоятельствам, бюрократии. Так, в фильме «Русский характер» (2014 г.) дублируется сюжет фильмов «Любить по-русски» 1995 года. Богатый и нечестный человек выселяет жителей поселка, за которых вступается главный герой. В ходе противостояния в обоих фильмах на зрителей идет трансляция образа русского человека: честного, непоколебимого, бесстрашного, борца за справедливость.

Таким образом, стоит отметить, что фильмы на перечисленные спортивные, военные, криминальные темы построены на разных сюжетах, но при этом они и несут одинаковую мысль – мысль об истинном русском характере (а не таком, каким его показывают в иностранном кинематографе), о гордости России своими гражданами, о важности Родины для каждого. Эти фильмы формируют взгляд российского гражданина на самого себя и на свою страну.

Развитие института брака и привитие семейных ценностей реализуется целым блоком российских фильмов о любви. В данных фильмах герои всегда проходят множество трудностей и препятствий, испытывают предательство, остаются одинокими, но к финалу они соединяются в своей любви и заключают брак. Это является очень важной деталью – финальное заключение брака, так как у зрителя формируется взгляд на любовь лишь как на начало семейной жизни.

Вопрос измены часто встречается в русских романтических комедиях и мелодрамах, но, как правило, совершивший измену и нарушивший брачные клятвы оказывается наказан впоследствии. Такой сюжет нацелен на формирование у зрителя взгляда на брак как на важную обязанность человека, нарушение которой будет иметь последствия.

В последние годы особенно остро поднимается в фильмах вопрос воспитания детей. Помимо романтических комедий, в которых дети выступают на втором плане и являются лишь закономерностью в социальном институте семьи, есть также и драматические кинокартины, в которых показано нарушение родительских обязанностей, невыполнение родительских функций, что приводит к несчастью детей. Одним из таких фильмов является «Волчок» В. Сигарева (2008 г.), в котором рассказана история девочки, живущей с бабушкой, потому что ее мать совершенно не проявляет материнских чувств и желаний. Девочка испытывает серьёзные психологические проблемы, а в финале фильма погибает под колесами автомобиля, погнавшись за мамой, которая вновь убегала от нее.

Вопросы семейного воспитания также поднимаются в фильме С. Снежкина «Похороните меня за плинтусом» (2009 г.), снятом по одноименному роману Павла Санаева. Сюжет картины повествует о страданиях мальчика, живущего с бабушкой, у которой своеобразные понятия о воспитании. Видеться с мамой ему практически запрещено, так как она создает новую семью и оставила сына бабушке. Ребенок ежедневно слышит в свою сторону огромное количество оскорблений, унижений, бабушка пытается привить ему чувство ненависти к матери, в доме царит бабушкин диктат при молчаливом одобрении дедушки.
Фильмы на подобную тему призывают зрителя к сознательности и ответственности в деле воспитания детей, провозглашают важность цельности семьи, любви и гармонии в ней.

Воспитание нравственного отношения к социуму, чувства долга перед обществом также характерно для российских фильмов. В данном блоке фильмов особенно хочется выделить фильм «Дурак» Ю. Быкова (2014 г.), в котором перед главным героем встает проблема выбора личного благополучия или жизни множества людей. Данный фильм представляет нравственную цельность героя, у которого не возникает сомнений в правильности своих поступков, однако реакция остальных героев на его поведение воплощается в названии фильма. Фильм поднимает вопрос соотношения личного материального и душевного спокойствия и благополучия и общественных интересов – выбор между ними совершается в душе каждого человека.

Религиозное православное воспитание стало также проявляться в идеях русского кино. Так, в мультфильме «Дети против волшебников» (2016 г.) раскрываются основы веры, религии, следования христианским обычаям и взглядам. Фильм неслучайно снят в мультипликационном жанре, так как главная аудитория, на которую он рассчитан – это подрастающее поколение.

В фильме Е. Козенковой «Верую» (2001 г.) провозглашаются духовные ценности, стремление к которым приводит абсолютно разных людей к вере и церкви. Этот фильм ставит перед собой целью низвергнуть в общественном сознании материальные ценности: деньги, славу, успех, карьеру, так как они не приносят человеку того счастья и душевного спокойствия, к которому стремятся все люди.

Профилактика асоциального поведения – это цель многих фильмов и сериалов, снятых в России. Как правило, сюжет таких фильмов построен на демонстрации нравственного падения персонажей, их поступков и последствий этих поступков. Криминалистическая составляющая практически повсеместно присутствует в данных фильмах. Главная мысль заключается в том, что занятие противоправной деятельностью, причинение людям вреда – это разрушение собственной жизни и будущего. Любое преступление против общества будет наказано. Данные фильмы, как правило, сняты в жанре криминальной драмы, криминального боевика, детектива.

К данному блоку можно отнести такие фильмы, как «Бригада» (2002 г.), «Жмурки» (2005 г.), «Бумер» (2003 г.) и многие другие. Главные герои этих кинокартин – бандиты, на счету которых множество убитых жизней. Раскрытие их персонажей подразумевает взгляд на них как на обычных людей, способных дружить, любить, мечтать. Но их асоциальный образ жизни приводит к их смерти, уголовному наказанию, нравственным страданиям.

Еще одно направление в реализации воспитательной функции – воспитание любви к природе России, которое проходит сквозной нитью через многие кинокартины, которые изначально направлены на трансляцию совершенно иной идеи. Природа России часто представлена в фильмах о деревенской жизни, где главные герои испытывают счастье от соприкосновения с ней («Любить по-русски», «Любовь и голуби», «Анна Каренина» и т.д.). Также большинство наиболее эмоциональных эпизодов (особенно, любовных объяснений и признаний) снято на фоне природы.

Развитие международных отношений воплощается в съемке фильмов, в которых главные герои являются представителями разных стран. Среди таких фильмов стоит отметить фильм «Монгол» (2007 г.), фильм «Сны о России» (1992 г.), «Свой-Чужой» (2008 г.).

Содействие образование общественности / зрителя – важная задача российского кинематографа, которая также направлена на формирование российского самосознания. Фильмы образовательной функции можно подразделить на:

• Фильмы о русских писателях, ученых, спортсменах, правителях, актерах, музыкантах и т.д. («Страсти по Марине» 2004 год, «Непридуманная жизнь/Екатерина» 2015 года, «Людмила Гурченко» 2015 года, «Есенин» 2005 года, «Высоцкий. Спасибо, что живой» 2011 года и т.д.);
• Фильмы, снятые по литературным произведениям («Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Идиот» и т.д.);
• Исторические фильмы («Турецкий гамбит», «Монгол», «Чингисхан», «Сталинград» и т.д.).

Удовлетворение эстетической потребности также важно для российского зрителя. Фильмы, реализующие эту функцию, представляют собой синкретизм искусства, где большее внимание в фильме уделяется либо визуальному оформлению (как в живописи), либо аудиальному сопровождению (сила музыки). Среди таких фильмов стоит отметить кинокартину А. Бадоева «Оранжевая любовь» (2007 г.), в которой огромное внимание уделяется цветовому воплощению, наполнению фильма образами и метафорическими идеями.

Таким образом, анализ направлений российского кинематографа и основных идей фильмов позволил сделать вывод о том, что российский кинематограф ставит целью сформировать личность российского гражданина, которая обладала бы следующими качествами и знаниями:

• Любовь к Родине, чувство патриотизма;
• Приоритет семейных ценностей;
• Любовь к детям и ответственность в их воспитании;
• Служение общественным интересам;
• Нравственное саморазвитие;
• Наличие христианской веры;
• Отсутствие асоциального поведения, следование законам и соблюдение правопорядка;
• Любовь к природе;
• Толерантность;
• Знание истории России, ее выдающихся представителей, знание психологических основ взаимоотношений.

Иначе говоря, влияние российского кинематографа на общественное сознание как средства массовой коммуникации воплощается в реализации трех функций и в формировании российского мировоззрения и менталитета посредством идей, заложенных в фильмах.

Литература
1. Абдулов А. Н. Контуры информационного общества / А.Н.Абдулов, А.М.Кулькин. М.: ИНИОП РАП, 2015 – 162 с.
2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2014. – 432 с.
3. Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. – 2007. – №2. – С. 143 – 148.
4. Гращенкова И.Н. Киноантропология – М.: Человек, 2014 – 896 с.
5. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. – 280 с.
6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.
7. Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 2008. – 80 с.
8. Мансурова А. И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. – №1. – С. 69 – 73.
9. Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы, практика, Ошибки. М.: Высш.шк, 2007 – 392 с.
10. Разлогов К.Э. Мировое кино: История искусства экрана – М.: Эксмо, 2013 – 688 с.
11. Разлогов К.Э. Кинопроцесс XX – начала XXI века – М.: Академический проект, 2017 – 640 с.
12. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2012. – 558 с.
13. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 – 259 с.
14. Эльзесссер Т., Хагенер М. Теории кино. Глаз, эмоции, тело – М.: Сеанс, 2016 – 440 с.
15. Юсев А. Кинополитика. Скрытые смыслы современных фильмов – М.: Альпина Паблишер, 2016 – 300 с.
16. Юсев А. Киноидеологос. Опыт социополитической интерпретации кино – М.: Алетейя, 2016 – 272 с.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.