Образ жизни человека в сетевом информационно-коммуникативном обществе: основные черты и проблемы в свете сохранения и поддержания здоровья

Работы студентов
Елена Верес, магистрант направления «PR и реклама в системе новых медиа», НИ ТГУ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению образа жизни человека в сетевом информационно-коммуникативном обществе с точки зрения сохранения и поддержания здоровья. В статье выделены основные характерные черты образа жизни в сетевом информационно-коммуникативном обществе, анализируются проблемы и трудности в ведении здорового образа жизни.

Ключевые слова: сетевое информационно-коммуникативное общество, образ жизни, зависимость, виртуализация, здоровье, уровень потребления

Практически все философы, исследователи культуры и общества конца XX – начала XXI века сходятся в том, что человечество вступило в новый этап, новую эру своего развития. Каждый исследователь рисует свой образ новой эпохи, по-своему определяя ее характерные черты. Но всех их объединяет одно: констатация ключевой роли информации и всего связанного с нею (каналов и способов ее передачи, особенностей восприятия, наличия и владения ею и т.д.). Революционность и повсеместность новых способов получения и распространения информации (сетей) формирует новый тип общества – сетевой, информационно-коммуникативный, и новый тип человека – включенный в информационно-коммуникативные сети. Этому человеку, как носителю и творцу культуры сетевого, информационно-коммуникативного общества, свойственно свое восприятие времени, пространства и т.д., свое мировоззрение и образ жизни, которые одновременно являются как следствием, так и причиной дальнейшего развития общества и культуры в целом.

В самом общем смысле образ жизни может быть понят как некая устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, поступках, выборах и приоритетах, убеждениях и интересах. Образ жизни человека в той или иной культуре, обществе – это собирательное понятие, охватывающее проявления материального, социального и духовного бытия людей. Это категория, интегрирующая все законы, принципы и нормы, в соответствии с которыми живут люди данного общества в данное время. Чем же характеризуется образ жизни человека сетевого информационно-коммуникативного общества?

Прежде всего, он характеризуется зависимостью от сетевых информационно-коммуникативных технологий. Человек сетевого общества зависит от информационных каналов, образ его жизни зависит от возможности доступа, степени владения и включенности в информационно-коммуникативные сети. Данный критерий связан с социально-экономическим, эмоционально-психологическим статусами человека, оказывает влияние не принятие решений, степень социального одобрения и даже на организацию времени и окружающего пространства человека сетевого информационно-коммуникативного общества. По наблюдениям М. Кастельса мегаполисные районы в сетевом обществе характеризуются одновременно пространственным расползанием и концентрацией, гипермобильностью и зависимостью от транспорта и коммуникаций. В результате этих одновременных процессов образуется пространство сетевых мест — некое гибридное пространство, состоящее из отдельных мест посещения и общих потоков движения. Похожее видение можно найти у Уильяма Дж. Митчелла, который пишет, что «сетевое взаимодействие стало определяющей характеристикой городской цивилизации XXI века» (Уильям Дж. Митчелл Я++: человек, город, сети. Strelka press, 2012. С.7).

Наверное, любой человек, живущий в современном обществе, может привести огромное количество примеров зависимости от современных информационно-коммуникативных технологий из личного опыта. Масса ситуаций: потеря телефона выключает из привычного ритма жизни и выводит из зоны комфорта, потому что все контакты и важная, ежедневно необходимая информация утеряны; выбор кафе или места отдых осуществляется с учетом наличия или отсутствия беспроводной связи (wi-fi); внезапное отключение интернета, и останавливается работа над важным и срочным проектом и т.п. Интересным фактом, показывающим насколько меняется представление о первостепенных (жизненно необходимых) и второстепенных вещах в связи со всеобщей зависимостью от сетевых информационно-коммуникативных технологий, является феномен японских интернет-кафе и «кибер-бомжей». Кибер-бомжами (англ. Net Cafe Refugees или Cyber-Homeless) являются люди, не имеющие собственного или арендованного дома или квартиры и живущие постоянно в интернет-кафе. Там они едят, ночуют, смотрят фильмы, сидят в интернете и т.д. Новый тип японских интернет-кафе начал набирать популярность в начале 2000-ых. Эти интернет-кафе отличаются от привычных тем, что предоставляют клиенту услугу долгосрочной аренды компьютера, подключенного к интернету. Такие кафе, по факту, являются общежитиями гостиничного типа, состоящими из маленьких ячеек-комнат (1,8 м на 1,2 м) без окон, мебели, санузла, холодильника, печи и т.п., но с безлимитным доступом к интернету, компьютеру и телевизору. За отдельную плату постояльцы могут воспользоваться дополнительными услугами (!) — душем и почистить зубы. Миру данное явление стало известно благодаря проекту «Disposableworkers» («Одноразовые работники», http://disposableworkers.com/?page_id=37) японской журналистки, специализирующейся на фотографии, Шихо Фукада (Shiho Fukada, http://pulitzercenter.org/reporting/photographer-shiho-fukada-japans-disposable-workers).

Другой важной характерной чертой является повсеместная виртуализация образа жизни человека сетевого информационно-коммуникативного общества. Этот критерий также влияет практически на все сферы жизни человека, а особенно на качество и количество его контактов с другими людьми, форму устанавливания и поддержания этих контактов. Складывается парадоксальная ситуация, когда человек связан со всеми и как никогда разъединен.

По мнению ряда современных исследователей-культурологов (И.Ю. Алексеева, Т.Д. Лопатинская) тотальное влияние и повсеместная виртуализация всех сфер жизни человека сетевого информационно-коммуникативного общества объясняется культуртрансформирующей силой виртуальных технологий. «Трансформируя культурную среду, виртуальные технологии оказывают значительное влияние на мировоззрение современного человека, то есть свойственную ему систему ценностей, норм и правил, стереотипов и установок. В свою очередь, мировоззрение определяет как долговременные жизненные перспективы развития индивида, так и повседневные модели его поведения» (И.Ю. Алексеева, Т.Д. Лопатинская Виртуальные технологии как средство влияния на мировоззрение человека (на примере игровых устройств) // Теория и практика общественного развития. 2015. №14. С. 100). И особенно ярко это выражено при использовании игровых устройств. Авторы считают, что активное использование игровых устройств с их иллюзорной, псевдореалистической, мифологической картиной мира приводит к формированию подобного же мировоззрения – мировоззрения, при котором мир воспринимается как иллюзорный, оторванный от действительности.

Примеров виртуализации нашей повседневной жизни уже много. Это 3D и 5D технологии – в индустрии развлечения (игры, аттракционы и т.п.) и в искусстве (кино, музеи, выставки и экспозиции); технологии дополненной реальности (шлемы и очки дополненной реальности http://fb.ru/article/269668/ochki-virtualnoy-realnosti-otzyivyi-pokupateley-i-obzor, игры дополненной реальности, навигационные и другие приборы в авиации, QR-коды в полиграфии, моделирование дополненной реальности в медицине, строительстве и др.), демиургические компьютерные игры (http://media.ls.urfu.ru/219/643/1375/). Особый интерес вызывает то, что в 2016 году соревнования по компьютерным играм признаны в России официальном видом спорта (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606070022?index=0&rangeSize=1). Так называемый «киберспорт» или «компьютерный спорт», как говорится в официальном документе, вошел в список официально признанных видов спорта. Теперь под эгидой Министерства спорта Росссийской Федерации могут проводиться официальные соревнования по киберспорту, а их участникам будут присваиваться звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России».

Продолжая выделять основные черты образа жизни человека сетевого информационно-коммуникативного общества, необходимо отметить, что он характеризуется информационной перенасыщенностью. Информации много, и она представлена во всех формах (визуальной, аудиальной, тактильной, текстовой и т.д.) И здесь тоже не обходится без парадоксальных дихотомий: информации беспрецедентно много, но она дискредитирована (некачественностью, фальсифицированностью, противоречивостью, недостоверностью); человек имеет доступ к рекордному количеству информации, но пользуется лишь ее малой частью.

Показательным примером в данном случае может стать опыт специалистов Союза педиатров России и Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины (http://www.raspm.ru/). В рамках реализации профильной программы, направленной на пропаганду грудного вскармливания в России, ими были выборочно проанализированы общедоступные (выложенные в интернете) видео- и текстовые ресурсы, носящие рекомендательный характер относительно грудного вскармливания. Анализ показал наличие огромного количества источников информации (на начало мая 2017 года – 542 000 ссылок по запросу «Рекомендации по грудному вскармливанию» в поисковой системе Google; 2 120 000 текстовых и 72 200 видео-ссылок по запросу «Грудное вскармливание»). С точки зрения специалистов, зачастую размещенные материалы содержали значительные искажения, неправильные объяснения или обрывочную информацию. Итогом проведенного анализа стал вывод специалистов о дискредитации информации о грудном вскармливании в интернете, которая приобретает угрожающий характер как в отношении здоровья детей, так и здоровья кормящих матерей. Учитывая сложившуюся ситуацию, специалистами было подготовлено видео-пособие о грудном вскармливании и размещено на официальном канале Союза педиатров России на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=mnVsLMVsUNY).

Еще одной характерной чертой образа жизни человека в сетевом информационно-коммуникативном обществе, по мнению большинства исследователей, является небывалый рост уровня потребления у его членов. Вполне можно говорить о потребительском образе жизни или об образе жизни потребителя как среднего обобщенного представителя сетевого информационно-коммуникативного общества. Яркое представление о потребительском характере образа жизни современного человека дано в монографии Жана Бодрийяра «Общество потребления» (М.: Республика, 2006. 272 с.). С его точки зрения, потребление предметов в данном обществе больше не связано с их сущностью, объектом потребления являются отчужденные знаки предметов, существующие в связи друг с другом. В информационном обществе потребление опирается не на рациональные потребности индивида, а является следствием культивируемой социальной дифференциации, направленной на необходимость наращивания производства и экономического роста в любых условиях. Даже время становится элементом общей системы производства, и досуг для потребителя является, прежде всего, временем восстановления своей работоспособности. Навязанная человеку идеология потребления обещает, что обладание нужными знаками предметов приведет его к столь желанной ликвидации отрыва от превосходящих классов. Также, инструментом устранения социальных различий для потребителя становится его собственное тело. Потребитель делает из него фетиш, манипулируя им в угоду культу тела, которое вводит общество потребления. В целом, изобилие потребления, упрощение и автоматизм современной жизни, по мысли Ж. Бодрийяра, как бы обволакивают человека и с неизбежностью ставят перед новым мироощущением, составной частью которого являются постоянная усталость и депрессия.
Яркими примерами роста уровня потребления у членов сетевого информационно-коммуникативного общества являются:

  • снижение количества мелких магазинов в пользу крупных торговых центров и супермаркетов. В Сибирском федеральном округе постоянно наблюдается рост количества супермаркетов. Так на сентябрь 2017 года в сравнении с сентябрем 2014 года в Новосибирске рост торговых точек подобного формата составил 45%, в Омске – 23%, в Красноярске – 17% (http://news.ngs.ru/more/51230921/);
  • широкое развитие системы кредитования, когда люди живут «в долг». По данным Национального бюро кредитных историй, в первом квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года количество выданных кредитов на покупку потребительских товаров выросло на 27,4% (https://www.kommersant.ru/doc/3284042);
  • быстрое «моральное» устаревание продуктов. Товары «необходимо» менять быстрее, чем они изнашиваются или ломаются, портятся и т.п. Особенно это заметно в случае со всевозможными гаджетами, смартфонами и со всей продукцией фирмы Apple. Старт продаж в сентябре 2016 года в России новых смартфонов iPhone 7 и 7 Plus показал небывалый ажиотаж и продемонстрировал образцы истинно потребительского поведения наших соотечественников (https://www.iphones.ru/iNotes/616494);
  • коммерциализация и бурный рост всех сфер, касающихся украшения, улучшения, развития человека: образование и тренинги (курсы, мастер-классы и т.п.), спорт и здоровье (фитнес-центры, клубы и т.п.), внешний вид и красота (салоны, косметические и косметологические услуги, имидж-студии и т.п.), мода. В рамках данной статьи особый интерес представляет ситуация с рынком фитнес-услуг в России: по оценкам экспертов, ежегодный прирост рынка фитнес-услуг достигает 22-25%; по итогам 2016 года называется цифра — 15% (https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/).

Вообще, образ жизни человека в любом обществе, помимо прочего, можно и нужно рассматривать также в аспекте сохранения и поддержания здоровья. Ведь человек в каком бы обществе он не жил, всегда нуждается в уходе за своим физическим телом, в реализации своих физиологических потребностей. И то насколько успешно общество в их реализации, то какие возможности оно дает человеку для сохранения и поддержания здоровья, по сути для его выживания как биологического вида, является его немаловажной характеристикой, немаловажной чертой. Так какие возможности предоставляет сетевое информационно-коммуникативное общество для реализации основных потребностей человека, для поддержания его жизни и сохранения здоровья, для ведения истинно здорового образа жизни? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, а что же, в принципе, представляет из себя здоровый образ жизни. Какой образ жизни человека является правильным (здоровым) и ведет к здоровью и долголетию?

Понятие «здоровье» трактуется специалистами-медиками как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой и отсутствуют какие-либо патологические изменения. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье» — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (http://who.int/ru/).

В историческом аспекте представления о здоровом образе жизни впервые начинает формироваться на Востоке. Так, в древней Индии за VI в. до н. э. в Ведах были сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. И одним из главных являлось устойчивое равновесие психики.
В настоящее время принято считать, что факторами, определяющими здоровье, являются наследственность (15-20%), состояние окружающей природной среды (20-25%), медицинское обеспечение (10-15%), условия и образ жизни (50-55%). Рассматривая понятие «здоровый образ жизни», оценивают питание, двигательную активность, наличие вредных зависимостей, психоэмоциональное состояние отдельно взятого человека.

Исходя из предложенного определения и составляющих здорового образа жизни, давайте рассмотрим, каковы условия и особенности образа жизни человека сетевого информационно-коммуникативного общества в контексте поддержания и сохранения здоровья. Начнем с питания.

Питание

Проблема 1. Неосведомленность. Человек сетевого информационно-коммуникативного общества, также, впрочем, как и человек индустриального общества, зачастую не знает, как правильно (рационально) питаться. В большинстве своем люди не осведомлены о необходимости энергетического баланса (соответствие калорийности рациона энергетическим затратам организма) и баланса белков, жиров, углеводов в ежедневном рационе; о законах разнообразия (необходимо, чтобы в рационе здорового человека нутриенты — пищевые вещества — были представлены максимально разнообразно), дробности и регулярности питания; об оптимальных способах обработки продуктов и т.д.

Проблема 2. Недостоверность. Основным источником получения информации о всех сферах жизни, в том числе о способах сохранения и поддержания здоровья, для человека сетевого общества являются информационно-коммуникативные сети. Как уже говорилось выше, информации в них много, но по большей части она недостоверная, носит ненаучный характер.

Проблема 3. Нездоровые стереотипы пищевого поведения. Наследие индустриально общества. Можно выразить в дихотомии: фастфуд – сверхнатуральное питание (крайности и там, и там). Ни тот, ни другой тип питания не соответствует потребностям современного человека, не отвечает основным принципам рационального питания.

Проблема 4. Небезопасность питания. Следствие все возрастающей технологизации производства и загрязненности окружающей среды. Это проблема естественности, загрязненности и генетической безопасности продуктов питания.

Двигательная активность

Проблема 1. Неосведомленность. Та же, что и проблема 1 в сфере организации рационального питания. Люди часто не знают о необходимых уровнях физической активности, о влиянии на организм человека и перспективы сохранения здоровья (активное долголетие) отсутствия или недостаточного уровня физической активности, как правильно организовать занятия физкультурой, как отслеживать свое состояние и т.п.

Проблема 2. Недостоверность. Та же, что и проблема 2 в сфере организации рационального питания. Информации о занятиях физкультурой и спортом много, но она зачастую недостоверна, требует проверки специалистами и аккуратного применения на практике.

Проблема 3. Гиподинамия (ограничение двигательной активности). Является как наследием индустриального общества, так и самостоятельной тенденцией сетевого информационно-коммуникативного. Несмотря на то, что человек становится более мобильным, он становится менее подвижным. Происходит в принципе некое нивелирование телесности и все большая виртуализация, в том числе, нашей повседневной жизни. Люди имеют все меньше поводов, чтобы двигаться, прикладывать физические усилия.

Психоэмоциональное здоровье. К традиционному списку проблем с психоэмоциональным самочувствием таким как стресс, тревожность, хроническая усталость, депрессия, к сожалению, можно добавить новые – характерные именно для цифровой эпохи. Среди них такие явления как «одиночество в сети» (Шерри Тёркл), снижение уровня эмоциональной отзывчивости, адекватности восприятия риска, деградация способности простраивать сценарии последствий тех или иных действий в физической реальности и т.д.

Ш. Тёркл, директор Инициативы Технологии и Личности при Массачусетском технологическом институте (MIT Initiative on Technology and Self), известная исследовательница проблемы взаимодействия человека и технологий, обращает внимание на такую особенность молодых пользователей, как «тревога неподключенности», которая для некоторых достигает уровня паники. «Современные подростки могут всерьез говорить о потере iPhone — a как об очень значимой утрате. Желание быть всегда в Сети характерно для современного человека, общепринято» (Sherry Turkle. Интервью для проекта Digital Nation. Life on the digital frontier // http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/turkle.html?utm_campaign=videoplayer&utm_medium=fullplayer&utm_source=relatedlink<).

М. Кастельс в своей работе «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» описывал исследования, посвященные изучению влияния использования интернета на образ жизни американцев и свидетельствующие о наличие определенного порога использования сети, при переходе через который онлайновое взаимодействие наносит тяжелый урон оффлайновому взаимодействию, буквально выключает человека из социальной реальности. И таких примеров можно привести много.

Вредные зависимости. В сетевом информационно-коммуникативном обществе к зависимостям от психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики) добавляется интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр, электронная или гаджет-зависимость, «цифровая интоксикация» (соответственно есть и «детоксикация») и т.п.

Все чаще исследователями по всему миру поднимается вопрос об опасности интернет-зависимости. Большое внимание уделяется этому и в России. Так отечественный исследователь этого феномена А. Е. Войскунский приводит следующее перечисление симптомов, характерных при интернет-зависимости (Войскунский А. Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития: сб. М., 2009. С. 10):

  • неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети;
  • досада и раздражение при вынужденных перерывах;
  • навязчивые размышления о работе в интернете;
  • стремление проводить все больше времени в Сети;
  • готовность увеличить расходы на пользование интернетом в случаях ограниченных средств;
  • готовность обманывать друзей и семью, преуменьшая длительность и частоту работы в Сети;
  • способность забывать о других делах, домашних и служебных, во время работы в интернете;
  • злоупотребление тонизирующими напитками;
  • неприятие критики подобного образа жизни со стороны близких;
  • готовность мириться с потерей друзей (разрушением семьи) из-за поглощенности работой в Сети;
  • пренебрежение собственным здоровьем, сном, личной гигиеной, забывание о еде, избегание физической активности;
  • способность освободиться от чувства вины, беспомощности, тревоги, депрессии во время работы в интернете, обретение чувства эйфории.

Анализ работ исследователей сетевого информационно-коммуникативного общества, попытка создания некоего обобщенного видения того, как живет человек в этом обществе, рассмотрение основных проблем и трудностей демонстрируют наличие большого количества факторов риска для ведения здорового образа жизни. Обобщая, можно выделить:

  • возникновение новых зависимостей;
  • возникновение новых болезненных состояний в психоэмоциональной сфере;
  • гиподинамия;
  • нездоровые стереотипы пищевого поведения;
  • небезопасность питания;
  • недостоверность информации о способах и практиках ведения здорового образа жизни;
  • неосведомленность о способах и практиках ведения здорового образа жизни.
Но, хотя, сетевое-информационно-коммуникативное общество дает мало возможностей для поддержания и сохранения здоровья, оно же открывает много перспектив для популяризации и продвижения здорового образа жизни, ведь его информационно-коммуникативные технологии характеризуются:

  • широким распространением информации, большим людским охватом;
  • интерактивностью (возможностью общения со специалистом);
  • общедоступностью (вневременной, внегеографической);
  • мультимедийностью (увеличением и разнообразием каналов распространения и восприятия информации);
  • включенностью в повседневность, в ежедневную личную жизнь человека.
Именно в последнем (включенность в повседневность) автору видится наибольший потенциал современных информационно-коммуникативных технологий для вопросов продвижения здорового образа жизни, потому что речь идет именно об образе жизни, о необходимости формирования привычек, ежедневных «маленьких» выборов, индивидуальных и индивидуализированных практик.

Список источников

1. Алексеева И.Ю., Лопатинская Т.Д. Виртуальные технологии как средство влияния на мировоззрение человека (на примере игровых устройств) // Теория и практика общественного развития. 2015. №14. С. 100
2. Ведущий российский портал бизнес-планов, руководств и франшиз: Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса [Электронный ресурс] // URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под редакцией А.Е. Войскунского. М.; Мо-жайск-Терра, 2000. — 432 с.
4. Войскунский А. Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития: сб. М., 2009.
5. Войскунский А.Е., сост. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. — 279 с.
6. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс] // URL: http://www.who.int/ru/.
7. Информационно-развлекательный портал FB.ru [Электронный ресурс] // URL: http://fb.ru/article/269668/ochki-virtualnoy-realnosti-otzyivyi-pokupateley-i-obzor
8. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. – 512 с.
10. Лобыкина Е.Н., Рузаев Ю.В. Школа здоровья для пациентов с I-II группой здоровья («Школа здоровья для здоровых») / учебно-методическое пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное – Новокузнецк: ООО «Полиграфист», 2013. – 114 с.
11. Митчелл Уильям Дж. Я++: человек, город, сети. — Strelka press, 2012. – 328 с.
12. Назарова Е., Жилов Ю. Здоровый образ жизни и его составляющие: уч. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
13. Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606070022?index=0&rangeSize=1
14. Официальный канал Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины: Серия видеорекомендаций «Я молодец!» [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=mnVsLMVsUNY
15. Проект «Japan`s disposable workers» («Одноразовые работники в Японии») [Электронный ресурс] // URL: http://disposableworkers.com/?page_id=37
16. Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины [Электронный ресурс] // URL: http://www.raspm.ru/
17. Сайт Apple-сообщества iPhones.ru [Электронный ресурс] // URL: https://www.iphones.ru/iNotes/616494
18. Сетевое издание «НГС.Новости» [Электронный ресурс] // URL: http://news.ngs.ru/more/51230921/
19. Сетевое издание «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3284042
20. Уральский федеральный университет. Погружение в виртуальные миры: Компьютерные игры и искусство [Электронный ресурс] // URL: http://media.ls.urfu.ru/219/643/1375/
21. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
22. Sherry Turkle. Интервью для проекта Digital Nation. Life on the digital frontier // http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/turkle.html?utm_campaign=videoplayer&utm_medium=fullplayer&utm_source=relatedlink<
23. Sherry Turkle. Life on the screen: Identity in the age of Internet. First Touchstone edition. N.Y., 1997.
24. Sherry Turkle. Life on the screen: Identity in the age of Internet. First Touchstone edition. N.Y., 1997.
25. Pulitzer Center on Crisis Reporting [Электронный ресурс] // URL: http://pulitzercenter.org/reporting/photographer-shiho-fukada-japans-disposable-workers)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.