Фрагменты выпускной квалификационной бакалаврской работы на тему «Конструирование идентичности и уникальности в электронном пространстве посредством блоггинга»

Работы студентов
Фрагменты выпускной квалификационной бакалаврской работы на тему
«Конструирование идентичности и уникальности
в электронном пространстве посредством блоггинга»


Выполнила: Черногорова В. А.

Научный руководитель: д-р филос. наук, профессор И. П. Кужелева-Саган
Кафедра социальных коммуникаций Национального исследовательского
Томского государственного университета
Томск, 2012

Введение
Любому человеку свойственно стремление к идентификации, самоидентификации и самопрезентации. Под первым мы понимаем распознавание (узнавание) субъектом кого-либо или чего-либо в ряду прочих; нахождение между ними общих черт; отнесение кого-либо или чего-либо к уже существующим видам, классам, типам, родам и т.д.; под вторым — отделение субъектом самого себя от других подобных, осознание своей особенности, уникальности; и под третьим – демонстративное предъявление окружающим своего отличия.

Результатом реализации этих трех функций является не только нахождение своей идентичности и уникальности, но и успешная демонстрация их окружающим. Идентичность и уникальность – это дополняющие друг друга качества. Без них человек не может гармонично развиваться как личность и быть полноценным членом общества или какого-либо сообщества. Три обозначенные выше функции, как основание человеческой идентичности и уникальности, присущи не только человеку современному. Выдающийся психолог К. Юнг описывает эти три функции на примере первобытного человека. В общем виде способы реализация этих трех функций в древности практически не отличалась от современных. Только фигурой для идентификации были вождь и знахарь, которые выделялись благодаря «странности своих нарядов и образа жизни, тем самым демонстрируя выражения своей воли, и конструируя некий магический престиж» [35]. Важно отметить, что ведущим мотивом для реализации этих функций всегда было обладание властью.
Однако, современному человеку становится всё труднее в полной мере реализовать обозначенные выше три функции. Причина этого — в тотальной технологизации и обезличивании человеческого труда. Машины и электронные программы заменяют человека не только в шахтах и у прокатных станов, но и уже играют в шахматы на уровне гроссмейстеров; создают музыку, стихи и прозу. Они «пишут» картины, переводят тексты, создают «дизайнерскую» одежду. Вследствие этого изменяется значение самих понятий идентичность и уникальность. Если раньше «уникальность» и «технологии» были в известном смысле взаимоисключающими понятиями (уникальность – это то, что невозможно воспроизвести, тогда как технология – это алгоритм воспроизведения чего-либо); то теперь уникальность часто заключается в супер-совершенном владении современными технологиями, их необычном применении и сочетании.
Особенно показательна в этом отношении сфера электронных коммуникаций как новая область реализации человеком функций идентификации, самоидентификации и самопрезентации. Из-за своей доступности и новых возможностей, каких человек не знал ранее, эта сфера стала местом паломничества для страждущих обрести свою идентичность и уникальность быстро и сразу в сознании огромной аудитории пользователей Сети. Появился новый вид деятельности – блоггинг: создание и ведение личных дневников в Сети Интернет. В данной работе процесс ведения блога и сам блог рассматриваются как результат реализации функций идентификации, самоидентификации и самопрезентации.
Как и в реальном коммуникативном пространстве, эти функции реализуются в Интернет посредством обмена знаками. Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла. Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации. Ка¬тегорию «знак» изучает наука семиотика, к которой мы обращаемся при работе с данным явлением.
Итак, быть блоггером сегодня модно. Однако, многие решили писать, еще не научившись как следует читать; равно, как и не овладев определенными технологиями, необходимым для ведения блога. Это как если бы пытаться стать художником, не овладев технологией грунтовки холста, знаниями о композиции, цвете и т.п.
Налицо противоречие между желанием проявить себя (свою идентичность и уникальность) и возможностью это сделать, получив ожидаемый результат. Акт самопрезентации происходит, но человек не испытывает от этого удовлетворения. В результате подавляющее большинство блогов представляют собой формы самопрезентации не человеческой идентичности и уникальности, а неграмотности, бессодержательности и отсутствия элементарного вкуса. Это безликий электронный «мусор», затрудняющий поиск и нахождение действительно уникальных блогов. Одна из причин такого состояния дела — это отсутствие минимума инструментария, необходимого для проявления (построения) своей идентичности и уникальности в электронном пространстве, что и стало проблемой, на решение которой ориентирована данная работа.

Соответственно, объектом исследования является поиск (конструирование) идентичности и уникальности в электронном пространстве как следствие проявлений функций идентификации, самоидентификации и самопрезентации.

Предметом — технологии построения идентичности и уникальности в электронном пространстве в процессе блоггинга.
Цель работы — выявление и систематизация технологий построения идентичности и уникальности в электронном пространстве посредством блоггинга.

Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
  • Определить понятия «идентичность» и «уникальность», обозначить их сущность и взаимодействие.
  • Рассмотреть идентичность и уникальность как проявление функций идентификации, самоидентификации и самопрезентации.
  • Определить значение идентичности и уникальности в жизни современного человека.
  • Обозначить различия в проявлениях идентичности и уникальности в условиях реальной жизни и электронном пространстве.
  • Рассмотреть блоггинг как форму самовыражения и сферу деятельности.
  • Рассмотреть персональный блог как проявление идентичности и уникальности блоггера и форму его самопрезентации
  • Выявить наиболее типичные технологии построения коммуникаций при ведении персонального блога.
  • Выявить наиболее эффективные технологии построения идентичности и уникальности при ведении персонального блога
  • Систематизировать эти технологии.
  • Проиллюстрировать их примерами.

Методологическую базу нашего исследования составляют идеи К. Юнга о взаимоотношении Эго и бессознательного; семантический и семиотический подходы Ю. М. Лотмана, Л. М. Васильева, И.М Кобозевой. Методика исследования включает синергетический, деятельностный, проблемный виды анализа (по О.Б. Даутовой, О.Н. Крыловой), методы систематизации, классификации и т.д.

Практическое значение данной квалификационной работы заключается в том, что её результатом является создание «каталога» определенных технологий, которые могут реально использоваться блоггерами при построении своей идентичности и уникальности в электронном пространстве и для продвижения своего блога.

Полный текст работы.

Иллюстрации.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.