Спикеры / Куприна Л.Е.
 

kuprina


Куприна Лидия Ефимовна

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства института наук о Земле Тюменского государственного университета.


СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

Непрерывное экологическое образование, эколого-туристская и эколого-профессиональная подготовка специалистов, туристско-рекреационный потенциал региона в экологическом образовании.


ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ОСНОВНЫЕ КУРСЫ):

«Технология въездного туризма», «Туристская картография», «Активный туризм», «Технология разработки туристских маршрутов», «Обеспечение безопасности в туризме», «Технология формирования тура» для студентов направления «Туризм»; «Методика преподавания предмета "«Окружающий мир"», «Проектирование элективных курсов», «Естествознание и методика преподавания предмета "Окружающий мир"» для студентов направления «Педагогическое образование».


ОБРАЗОВАНИЕ:
  • февраль 2016 г. – обучение по программе «Основы работы с геоинформационными системами: на примере ArcGIS Desktor», ТюмГУ.
  • апрель 2015 г. – обучение по программе «Информационная образовательная среда университета», ТюмГУ.
  • 01.102010-20.03.2015 г. – профессиональная переподготовка по программе «Туристская индустрия о гостиничный сервис», ЮУрГУ.
  • 1986-1990 гг. заочная аспирантура НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. В 1990 г. защита кандидатской диссертации по научной специальности 13.00.02. – методика преподавания географии по теме: «Экологическое образование учащихся V-VII классов в процессе туристско-краеведческой деятельности». Доцент (с 1992 г.).
  • 1967-1972 гг. Географо-биологический факультет Тюменского государственного педагогического института.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:

Член общественных Академий: академик Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения (с 2002 г.), профессор Российской Академии естествознания (с 2015 г.).

Опыт и стаж педагогической деятельности:

общий педагогический свыше 40 лет, из них:

  • около 10 лет учитель биологии и географии средней школы (Байкаловская средняя школа Тобольского р-на Тюменской области, 1972-1985 гг.)
  • 33 года работы преподавателем в ВУЗе (Тюменский государственный университет, с 1985 г.).

Опыт работы по экологическому образованию свыше 35 лет:

  • работа в качестве руководителя эколого-туристского кружка (в ДОУ, начальные классы, школьники 5-7 классов);
  • руководитель эколого-туристского центра в загородном лагере «Звездный»: руководство педагогической практикой студентов с проведением эколого-туристских мероприятий, педагогический эксперимент (1996-2006 гг.);
  • руководитель экспериментальной площадки: 1983-1985 гг. Байкаловская средняя школа Тобольского р-на Тюменской области; в ДОУ №156 «Улыбка» (г. Тюмень, 1996-2002 гг.); в МАОУ СОШ-27 г. Тюмени (1997-2002 гг.), в МАОУ СОШ-70 г. Тюмени (2002-2014 гг.) и др.;
  • с 2010 г. по 2016 г. - председатель секции «Экологическое образование» Тюменского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».

КЛЮЧЕВЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Автор около 160 научных работ из них: 3 – монографии, 30 статей в энциклопедиях «Тюменская область», «ХМАО-Югра», «Ямальский район); 15 статей в журналах ВАК.

Наиболее значимые научные работы:

  • Куприна Л.Е. Экологически ориентированная рекреационная деятельность детей и подростков – результат экологизации знаний // Ecological education and ecological culture of the population: materials of the II international scientific conference on February 25-26, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - С. 77-79. (Экологическое образование и экологическая культура населения: Материалы II Международной научно-практической конференции 25-26 февраля 2014 года - Прага: Научно-издательский центр «Sociosfera-CZ». -. 242 с.).
  • Куприна Л.Е., Куприн А.С. Инфраструктура цифрового кочевничества на маршруте Великого чайного пути по территории Тюменской области (на примере г. Тюмени) // Материалы конференций "Connect-Universum" 1 июня 2016, 10:17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/960.html
  • BALUK, Natalia A., KUPRINA, Lidia Y. KUPRIN, Anatoly S. et al. Features of Formation of Infrastructure of Digital Nomadism on the Route of the Great Tea Road through the Western Siberia and the Central Urals. Journal of Environmental Management and Tourism, [S.l.], v. 8, n. 4, p. 935-942, oct. 2017. URL: https://journals.aserspublishing.eu/jemt/article/view/1430 (СКОПУС)
  • Куприна Л.Е. Зеленые насаждения: проектирование учебных экологических троп для школ города: монография. М.: ФЛИНТА, 2018. 124 с.

Статьи в журналах ВАК:

  • Куприна Л.Е. Возможности использования туристских карт во внеурочной рекреационной деятельности // География в школе. 2010. № 3. С. 55-58.
  • Куприна Л.Е., Плесовских Н.Г. Игра-путешествие – маршрутная игра как форма организации рекреационной деятельности младших школьников // Начальное образование 2010. №1. С. 26-28.
  • Куприна Л.Е. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы // Начальное образование. 2010. №2. С. 16-19.
  • Куприна Л.Е. Лесной кодекс – нормы и правила отдыха на природе // Биология в школе. 2010. № 6. С. 57-60.
  • Куприна Л.Е. Туристские карты – географические карты для целей туризма // География в школе. 2010. №7. С. 59-60.
  • Куприна Л.Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков // Вестник ТюмГУ. 2011. № 4.. Науки о Земле. С. 207-212.
  • Куприна Л.Е. Зеленые насаждения города: возможности в формировании экологической культуры младших школьников // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2014. № 4. С. 121-129.
  • Куприна Л.Е. Игровые педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников // Казанская наука. №11. 2015 г. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. С. 267-269.
  • Куприна Л.Е., Рыбалова Т.В. Социально-экономический менеджмент в системе высшего образования // Научное обозрение. 2015. №22. С. 321-324.

Пособия для студентов:

  • Куприна Л.Е. Туристская картография: учеб. пособие / Л.Е. Куприна. М.: Флинта: Наука, 2010. – 280 с.
  • Куприна Л.Е. Активный туризм: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 312 с. (Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма для студентов высших учебных заведений, обучающих по направлению подготовки 100200 и 100400 «Туризм»).
  • Куприна Л.Е. Технология разработки туристских маршрутов: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 164 с.
  • Куприна. Л.Е. Туристская картография: практикум: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. 184 с.

ИНТЕРЕСЫ И УВЛЕЧЕНИЯ:

Туризм, чтение художественной литературы, фотография, общение с интересными людьми.


УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ, КОНКУРСАХ
  • серебряная медаль ВДНХ за участие в выставке «Экологическое образование в СССР» (1988);
  • приз «Золотой компас» по номинации «Видеофильм» Московской Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (2002);
  • Ветеран труда (2002);
  • Заслуженный работник науки и образования РАЕ (2014);
  • Медаль К. Ушинского РАЕ (2015).
  • Дипломы победителя, призера Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере» (2016, 2017, 2018 г.г.)

Конференции (выборка, с 2016 г.):

  • здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. IX Международная научно-практическая конференция, Челябинск, 10-11 ноября 2016 г.
  • Инновации в спорте, туризме и образовании – icISTIS 2016: I Международная конференция (8–10 декабря 2016 г., Челябинск).
  • Connect-Universum-2016: III Международная трансдисциплинарная научно-практическая WEB-конференция. Томск.
  • Экологизация естественно-математического образования: механизмы и средства. Межрегиональная научно-практическая конференция. 14 декабря 2017. Тюмень, ТОГИРРО.
  • Человек и Север: Антропология, археология, экология. IV Всероссийская научная конференция, г. Тюмень, 2–6 апреля 2018 г., Ин-т проблем освоения Севере Тюм.НЦ СО РАН.

ТЕМА ДОКЛАДА:

Формирование цифрового кластера по туристскому маршруту «Великий чайный путь: Тобольск-Омск-Тара-Томск»


АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена вопросам концептуального определения понятия «цифровой кластер» и проблеме его формирования на принципах межрегионального туристско-рекреационного проектирования. В качестве основы туристского маршрута в статье рассматривается исторический, культурных, природный и рекреационный потенциал туристского маршрута «Великий чайный путь», включающий туристско-рекреационные ресурсы Тюменской области и г. Тобольска; Омской области и гг. Омск и Тара; Томской области и г. Томска. Туристский потенциал и инфраструктура по приему, размещению и предоставлению досуга определяется с позиций организации путешествий цифровых кочевников в качестве самодеятельных туристов, посещающих исторические города и центры мировой торговли чаем, экспозиции музеев, посвященные истории чайной торговли, мест потребления чая, торговых центров и сувенирных магазинов, реализующих чайную продукцию и товары, связанные с чайными церемониями. В статье разрабатывается сценарий моделирования межрегионального цифрового кластера на основе объединения потенциала региональных суб-кластеров (область-город), включающих базовые составляющие историко-культурного туризма, инфраструктуру туризма и гостеприимства, предприятия приема и размещения, общественного питания, аттракции, рекреации, сервисные услуги. Для повышения мобильности цифровых кочевников авторы предлагают модель информационного сопровождения маршрута «Великий чайный путь: от Тобольска до Томска». Созданный информационный депозитарий навигационной системы ориентирован на локализацию систем поддержки точек жизни и бесплатный Wi-Fi с оптимальным сочетанием инфраструктуры и культурного наследия. Для заполнения информационного хранилища туристического направления «Тобольск-Омск-Тара-Томск» проводится идентификация и аннотация важнейшего природного и культурного наследия, аттракторы, смотровые площадки. При выборе этих объектов авторы основываются на следующих основополагающих принципах: доступность средств для выхода к источникам интернет-системы; потребительские предпочтения; безопасность. В статье проводится анализ инфраструктуры гостевого сервиса в исторических городах, включенных в траекторию маршрута. В исследовании разработаны предложения по внедрению модели информационного депозитария. Информационное поле депозитария включает систему ориентировочных маркеров в пространстве, обеспечивающую соединение местоположения объекта с геоинформационным полем. В целом, предлагаемая модель, по мнению авторов, будет способствовать удобному и безопасному присоединению к цифровым кочевникам на туристическом маршруте.