Проект "Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей" (№ 15-03-00300), при финансовой поддержке РГНФ

 

МИГРАНТЫ КАК МАРГИНАЛЬНЫЙ ТИП ЦИФРОВЫХ КОЧЕВНИКОВ: ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МИГРАНТОВ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Глухов А.П., Окушова Г.А.

Томский государственный педагогический университет

Национальный исследовательский Томский государственный университет






В ситуации переноса основных коммуникационных потоков и этноформирующего дискурса из традиционных медиа в среду виртуальных сетевых сообществ, характерной для российских мигрантов, изучение виртуализации этнического дискурса актуально в перспективе дальнейшей дигитализации всех типов коммуникаций. В статье анализируется новый тип мигрантов, несущих в своем ноутбуке или смартфоне свою «digital- родину» и имеющих виртуальную привязку к родному дому. Тематизируется роль виртуальных этнокомьюнити центрально-азиатских мигрантов в переопределении этнической идентичности и психологической виртуальной терапии мигрантов в ситуации психологической и социальной депривации в принимающем сообществе. Виртуальные этнические комьюнити в сетях представляются как ключевые площадки этнонационального дискурса и воспроизводства этнонациональной идентичности, а также важные факторы частичной ассимиляции и адаптации мигрантов к условиям российского принимающего сообщества. Выявляется влияние изменения форматов межличностного общения и самопрезентации на виртуальный этнодискурс. Авторы рассматривают функции виртуальных этнических комьюнити мигрантов как микроинститутов воспроизводства этнической идентичности. В работе выявляются и описываются такие типы основного контентного дискурса, практикуемые в виртуальных этнокомьюнити мигрантов как религиозно-мусульманский, националистический и традиционалистски-советский дискурсы. В заключение статьи делаются выводы о выраженных терапевтических и компенсаторных функциях виртуальных этнокомьюнити мигрантов за счет «виртуализации» родины и достраивания идентичности в онлайн-пространстве.

Ключевые слова: цифровые кочевники, виртуальная этническая идентичность; компенсаторная функция; социальные сети и социальные платформы; воспроизводство идентичности; этнические комьюнити; этноформирующий дискурс.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»).

Подробнее

 

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭТНОГРУППЫ(КЕЙС ПО МАТЕРИАЛАМ ОНЛАЙН-ИНТЕРВЬЮ С МОДЕРАТОРОМ СООБЩЕСТВА МОНГОЛОВ-МИГРАНТОВ)

Гужова И.В.

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015 («Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

Онлайн-интервью с модератором закрытой группы «Москвагийн оюутнуудын групп» в социальной сети Facebook было проведено в августе 2015 года. Группа создана для студентов-монголов, обучающихся в Москве. На момент интервью количество участников группы - 2674 человек.

Цель проведения онлайн-интервью: выявление тактик модераторов этнических групп по сохранению лояльности участников, предписанию им определенной версии этнической идентичности и активизации коммуникаций в виртуальных этногруппах; выявление правил организации коммуникации в группах, способ приглашения в группы, санкций по отношению к чужакам и участникам, нарушающим правила общения и практикующим троллинг.

Подробнее

 

Китайские мигранты ВКонтакте: сохранение идентичности или…?

Бычкова М.Н., Новак С.К.

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация

Миграция (студенческая, трудовая, бизнес) из Китайской народной республики – одна из актуальных проблем современной социально-демографической ситуации в России. По данным некоторых государственных ведомств ежегодный поток мигрантов из Китая только в регион Дальнего Востока насчитывает от 200 тысяч до полумиллиона человек. Министерство Просвещения Китая отмечает, что количество студентов, обучающихся в российских вузах возросло (по сравнению с 2000 годом) в десятки раз: в настоящее время ежегодно в Россию приезжают тысячи китайских студентов. Данное обстоятельство вызывает серьезный интерес социологов, психологов, культурологов, специалистов в области государственного управления, социальных коммуникаций. Настоящая статья включает в себя описание лишь одного из аспектов исследования такого серьезного явления как миграция из Поднебесной: авторы предприняли попытку выяснить основные тенденции в части сохранения национальной идентичности или ее отрицания китайскими мигрантами в социальных сетях Рунета. Были проанализированы процессы внутригрупповой коммуникации в этносообществах китайцев (на примере сети «ВКонтакте»).

Ключевые слова: виртуальная идентичность, миграционная адаптация, социальные сети, виртуальные коммуникации, мигранты из Китая.

Подробнее

 

Китайские студенты как целевая аудитория Интернет – коммуникации Томского государственного университета

Василец М.И.

Национальный исследовательский Томский государственный университет

В условиях глобализации и интернационализации образования, появления международных рынков образовательных услуг для российских вузов все более важное значение приобретает их международное признание. Выход на международные рынки образования и науки наших университетов – это не только источник дополнительного финансирования, но и решение проблем международного признания российских диплом, повышения престижа и привлекательности образования, получаемого в России, интеграцию в европейскую и мировую системы высшей школы, обеспечение конкурентоспособного уровня отечественного образования.

Подробнее

 



"Полевые" материалы исследования

 

Онлайн-фокус-группа

Тема: «Что мне дает участие в виртуальной этнической группе?»

ИсследовательСтаховская Ю.М., старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского государственного университета.

Цель проведения онлайн-фокус-группы: выявление функционального многообразия использования мигрантами виртуальных этнических групп в социальных сетях (в частности, в плане трансляции национальной культуры (презентация религии ислама, буддизма, конфуцианства/даосизма, поэзии, музыки, живописи, танцев, кухни, предметов прикладного искусства через использование графического, аудио- и видеоконтента), координации деятельности национальных оффлайн-сообществ и анонсирования культурно-национальных мероприятий, национальных и религиозных праздников, оказания помощи и услуг в области культурной адаптации и правовой легализации, поддержания культурных связей диаспоры с исторической родиной, трансляции национальных новостных поводов), описание характера самопрезентации мигрантов в этносообществах сети, коммуникативной активности и прогноз развития этносообществ с точки зрения мигрантов.

Подробнее

 

Онлайн-интервью

Тема: Модерация и публикация материалов в группе: как сохранить национальные корни» и «Организация и правила коммуникации в нашей виртуальной группе»

ИнтервьюерГужова И.В., к.филос.н, доцент кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского государственного университета.

Участники онлайн-интервью – модераторы кыргызских виртуальных этносообществ в социальной сети «Вконтакте»: Кыргызы в Екатеринбурге https://vk.com/club5173462 (Руслан) Питерские кыргызы http://vk.com/piterskiekyrgyzy (Мырзахмед) Кыргызский портал Боорсок.Ру http://vk.com/boorsok (Чынгзыз)

Сроки проведения: август 2015 г.

Цель проведения онлайн-интервью: выявление тактик модераторов этнических групп по сохранению лояльности участников, предписанию им определенной версии этнической идентичности и активизации коммуникаций в виртуальных этногруппах; выявление правил организации коммуникации в группах, способ приглашения в группы, санкций по отношению к чужакам и участникам, нарушающим правила общения и практикующим троллинг.

Подробнее

 

Онлайн-интервью

Тема: Модерация и публикация материалов в группе: как сохранить национальные корни» и «Организация и правила коммуникации в нашей виртуальной группе»

Интервьюер – Носова С.С., старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского государственного университета.

Участник онлайн-интервью – модератор закрытой группы «Москвагийноюутнуудын групп» https://www.facebook.com/groups/160423493989028/ Группа создана для студентов-монголов, обучающихся в Москве Количество участников: 2674 человека.

Сроки проведения: август 2015 г.

Цель проведения онлайн-интервью: выявление тактик модераторов этнических групп по сохранению лояльности участников, предписанию им определенной версии этнической идентичности и активизации коммуникаций в виртуальных этногруппах; выявление правил организации коммуникации в группах, способ приглашения в группы, санкций по отношению к чужакам и участникам, нарушающим правила общения и практикующим троллинг.

Подробнее

 

Онлайн-интервью

Группы респондентов: монголы, таджики, киргизы, узбеки

Интервьюер – Ахметова Л.В., к.пс.н., доцент Томского государственного педагогического университета, руководитель инновационной международной студенческой научно-образовательной лаборатории «Когнитивно-адаптивных технологий психологии образования».

Тема: Виртуальные этнические сообщества моего народа в Сети: цели и выгоды (образовательные, информационные, культурные) участия, перспективы развития сообществ и мое отношение к ним.

Цель проведения интервью: выявление функционального многообразия использования мигрантами этнических групп в социальных сетях (в частности, в плане трансляции национальной культуры (презентация религии ислама, буддизма, конфуцианства/даосизма, поэзии, музыки, живописи, танцев, кухни, предметов прикладного искусства через использование графического, аудио- и видеоконтента), координации деятельности национальных оффлайн-сообществ и анонсирования культурно-национальных мероприятий, национальных и религиозных праздников, оказания помощи и услуг в области культурной адаптации и правовой легализации, поддержания культурных связей диаспоры с исторической родиной, трансляции национальных новостных поводов), описание характера самопрезентации мигрантов в этносообществах сети и прогноз развития этносообществ с точки зрения мигрантов.

Подробнее