Партнеры
 

Кафедра социальных коммуникаций (СК)Факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета


Кафедра социальных коммуникаций (прежнее название – кафедра связей с общественностью) была создана в 2002 году на базе факультета психологии НИ ТГУ. Изначально она имела статус «выпускающая», поскольку одно из основных направлений её деятельности – это подготовка будущих профессионалов в области PR и рекламы. За годы своего существования кафедра выпустила около 300 таких специалистов. Все штатные преподаватели кафедры, среди которых 4 доктора и 6 кандидатов наук, являются научными исследователями, методистами и практиками.

В 2011г. при кафедре СК был открыт бакалавриат «Реклама и связи с общественностью» сразу по четырем профилям: «Управление персональным и корпоративным имиджем», «Экспертиза рекламных и PR-продуктов», «Организация специальных событий и мероприятий (event - менеджмент)», «Работа с социальными медиа». В рамках каждого из них функционирует своя профильная мастерская, что позволяет будущим бакалаврам под руководсвом опытных преподавателей и профессионалов-практиков работать над соответствующими проектами, как учебными, так и имеющими реальных заказчиков.

Осенью 2012г. кафедра СК приступит к реализации магистерской программы «PR и реклама в системе новых медиа» и станет первой кафедрой в университетском Томске, занимающейся подготовкой специалистов по ново-медийным коммуникациям. Для этого штатными и внештатными преподавателями кафедры разработано несколько десятков бакалаврских и магистерских дисциплин, так или иначе ориентированных на проблематику новых медиа. Среди них: «Работа с рекламными и PR-текстами в новых медиа», «Психология визуальной коммуникации в Интернет», «Цифровой брендинг», «Продвижение в новых медиа» «Организация кризисных коммуникаций с использованием новых медиа» и др.

Кроме этого, кафедрой СК полностью разработана программа профессиональной переподготовки "Связи с общественностью и реклама в Интернет" (612 час.) для Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ. Также кафедрой СК создан комплекс электронных ресурсов к модулю «Управление Интернет-проектами» для совместной российско-шведской программы профессиональной переподготовки «Электронный бизнес», реализуемой ИДО НИ ТГУ совместно Фолькуниверситетом (г. Упсала, Швеция).

Интерес кафедры СК к «новым медиа» не случаен – они активно используются в её повседневной деятельности. Важным элементом выстраиваемой «новомедийной системы» является официальный сайт кафедры, созданный её выпускниками и поддерживаемый студентами и преподавателями кафедры. На нем отображаются новости, касающиеся не только учебного процесса и профессионального коммуникативного пространства, но и студенческой жизни. Соответствующие разделы сайта знакомят с преподавательским составом кафедры, её постоянными партнерами, студенческим коллективом, выпускниками; рабочими документами и программами; результатами творческой деятельности (разделы «Галерея» и «Наши "антресоли"»). Сайт встроен в социальные сети, где кафедра СК имеет официальные аккаунты в «Twitter», «Facebook» и «Вконтакте». Здесь публикуются посты о наиболее интересных событиях и фактах из области PR и рекламы, а также жизни самой кафедры. Одним из самых последних ново-медийных проектов кафедры является создание двуязычного сайта “Connect-Universum”. Предполагается, что сайт будет со временем «наращиваться», становясь постоянной международной коммуникативной площадкой для обсуждения самых актуальных проблем, связанных с новыми медиа.

Идти в ногу со временем – разрабатывать новейшие образовательные программы и учебно-методические комплексы – кафедре СК помогает её постоянная погруженность в научно-исследовательскую и методологическую работу. Среди результатов таковой – несколько монографий («Генезис и история паблик рилейшнз: анализ интерпретаций», «Методология реконструкции истории паблик рилейшнз», «Научное знание о связях с общественностью (PR): философский анализ»); более 200 научных статей по проблематике социальных коммуникаций. В научно-исследовательскую деятельность активно вовлекаются студенты, в соавторстве с которыми опубликовано более 50 статей. Дипломные работы выпускников, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно отмечались за глубокую методологическую проработку и становились победителями Всероссийского конкурса квалификационных работ (с 2009 по 2011гг). Всё это позволяет сказать, что на кафедре СК НИ ТГУ заложен фундамент собственной научной школы по направлению «Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью».

В настоящий момент формируется новый перспективный вектор научно-исследовательской деятельности кафедры - «Новые медиа как стратегические технологии влияния на молодежь в информационно-коммуникативном сетевом обществе». Первым шагом в развитии этого вектора было представление доклада сотрудников кафедры СК «“Up to the HUB”: Humanities networking technology for developing young people's innovation potential» («Сетевые гуманитарные технологии формирования инновационного потенциала молодежи», социально-философский и психолого-педагогический аспекты) на Международной научной конференции “Triple Helix IX” в Стэнфордском университете в 2011 году. Второй шаг – это организация и проведение в мае 2012г. международной научно-практической Интернет-конференции «Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи» (междисциплинарный подход) с участием ведущих исследователей из ряда зарубежных и отечественных университетов, включая Оксфордский, Стэнфордский, Софийский, Новый Болгарский, Белградский, Восточный Пьемонтский им. Амедео Авогадро (Италия), университет Кассино (Италия), Санкт-Петербургский госуниверситет, Российский государственный гуманитарный университет, Уральский госуниверситет, Московский государственный университет культуры и искусства и другие.

В процессе подготовки данной конференции кафедра СК ТГУ установила партнерские контакты с представителями Ассоциации европейских университетов и департаментов, сотрудничающих в сфере PR (EUPRIO); Международной школы менеджмента в Дортмунде; членами Украинского синергетического общества; научными сотрудниками Института философии РАН и Российской государственной библиотеки; руководством Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Международного института государственной службы и управления (МИГСУ) РАНХ и ГС при Президенте РФ; Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России и др. С 2007 года кафедра СК является членом Сибирского отделения Российской Ассоциации по связям с общественностью (СО РАСО). Можно надеяться, что такое широкое партнерство позволит ей в будущем реализовать и другие перспективные международные междисциплинарные научные и социальные проекты.

Учебно-методическая деятельность кафедры также приносит свои результаты: все новые программы обспечиваются соответствующими УМК с использованием электронных ресурсов (учебников, тестов, презентаций и т.д.). В 2009 году комплекс из четырех учебных пособий с электронным приложением, созданный сотрудниками кафедры СК, стал победителем Ежегодного международного Конкурса признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы «Золотой Соболь» в номинации “Лучшая образовательная программа по PR”.

 

Кафедра имеет богатый опыт организации научных - профессиональных и студенческих – форумов (“PR-Universum” 2004 и 2006, “Connect-Universum”- 2009, “PRофессия будущего” с 2001 по 2011гг.); а также студенческих конкурсов в сфере социальных коммуникаций, являясь региональной исполнительной дирекций Всероссийского студенческого конкурса “Хрустальный Апельсин”. PR-проекты студентов кафедры СК ТГУ неоднократно входили в шорт-лист финального тура в Москве и становились его победителями. Региональный тур «Хрустального Апельсина» - центральное событие фестиваля “Дни PR и рекламы в ТГУ”. Этот проект кафедра ведет уже 10 лет. Каждый год в программе появляются новые события, что позволяет сделать фестиваль интересным и полезным для всех участников. Формат мероприятий разный: имеют место как академические, так и неакадемические и даже неформальные формы обучения и общения (конференции, семинары, мастер-классы, презентации, тренинги, дискуссии, клубные мероприятия). Благодаря «Дням PR и рекламы в ТГУ» студенты кафедры получают практический опыт организации специальных событий, выступлений на конференциях, защиты проектов и даже издательского дела -  в дни фестиваля студентами выпускается  корпоративная газета “Prавда”.

Для более эффективной подготовки специалистов по социальным коммуникациям к внештатному сотрудничеству приглашаются преподаватели других кафедр ТГУ и университетов Томска, российских и зарубежных вузов. На протяжении нескольких лет с кафедрой сотрудничают Д. П. Гавра (СПбГУ), Х. Н. Кафтанджиев (Софийский университет). Для студентов часто проводятся семинары и мастер-классы известными специалистами в сфере PR и рекламы. Ведущими семинаров в разные годы были: В.А. Ачкасова, Т. Браславец (Тимон Афинский), Б.Л. Ерёмин, В.И. Козодой, М.Е. Кошелюк, А. Д. Кривоносов, А. Кушнир, Л.Г. Фещенко, А.Н. Чумиков и др. Долгие годы кафедра работает в тесном контакте с рядом томских рекламных и PR-агентств, государственных и коммерческих PR-структур и подразделений. Среди них: медиа-холдинг «Рекламный дайджест»; рекламное агентство «Тройка»; Союз томских рекламистов; отдел общественной информации Законодательной Думы Томской области; Департамент международных связей администрации Томской области и др.

Преподаватели кафедры СК большое внимание уделяют общественной работе, способствующей развитию профессиональной сферы социальных коммуникаций и формированию интеллектуального потенциала Томского региона. С этой целью на базе кафедры в 2002 году была создана Томская региональная общественная организация (ТРОО) «Стратегия успеха», за время существования которой реализовано несколько серьезных проектов, включая два гранта от Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации".

И всё-таки главным достижением кафедры за десять лет её работы являются её выпускники – специалисты по связям с общественностью и рекламе, востребованные со стороны самых разных государственных, коммерческих и некоммерческих организаций и структур. Преподаватели и сотрудники кафедры уверены, что следующие десять лет станут для них не менее продуктивными.


Контактные данные:

Почтовый адрес: 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36;
Фактический адрес: Россия, г. Томск, Московский тракт 8, офис №419;
Тел.: (3822) 529 – 537;

Написать prsovet@psy.tsu.ru
Написать pub-lis@psy.tsu.ru

Заведующая кафедрой:
Ирина Петровна Кужелева-Саган - доктор философских наук, профессор.