Главные спикеры / В.Л. Круткин
 

Круткин В.Л.


Круткин Виктор Леонидович

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии культуры Удмуртского государственного университета.


НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Философская антропология, онтология телесности, визуальные исследования в антропологии и социологии.


ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

«Культурология»; «философская антропология»; «социальная антропология»; « визуальная антропология»; «социология культуры».


ОБРАЗОВАНИЕ:
  • 1969-1974 – Уральский государственный университет, философский факультет;
  • 1974 - 1976 - ассистент кафедры философии Удмуртского государственного университета;
  • 1976 - 1979 – Московский государственный университет, аспирантура;
  • 1980 - защита кандидатской диссертации « Опосредствованное и неопосредствованное в практике и познании»;
  • 1991-1994 - Уральский государственный университет, докторантура;
  • 1994 - защита докторской диссертации « Онтология человеческой телесности».

АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:
  • 1982 по 1987 - Удмуртский государственный университет, декан художественно-графического факультета, доцент кафедры философии;
  • С 1994 г. – заведующий кафедрой философии и социологии культуры Удмуртского государственного университета.

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Имеет более 80 публикаций, в том числе две монографии.

  • Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки). Монография. Ижевск Изд-во Удмуртского государственного университета. 1993. – 172 с.
  • Круткин В.Л., Власова Т.А. Исследования визуальных аспектов культуры. Монография. Изд-во Удмуртского государственного университета. 2009. – 144 с.

ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ В ЖУРНАЛАХ (ВЫБОРОЧНО):
  • Круткин В.Л. Визуальная антропология и «Безумные господа» Жана Руша //Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 1 (66). С. 182-196;
  • Круткин В.Л. Гуманитарное знание в визуальной антропологии//Вестник Удмуртского университета. 2013. № 4. С. 14 - 19;
  • Круткин В.Л Техногенные образы и зрение человека.// Вестник Удмуртского университета. 2012. № 3-3. С. 109-117;
  • Круткин В.Л. Техногенные изображения в социальном познании // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 2. С. 114-128;
  • Круткин В.Л. Фоторепортаж как источник социологической информации//Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76;
  • Круткин В.Л. Кит Мокси: О визуальных исследованиях и иконическом повороте. //Вестник Удмуртского университета. 2011. № 3-2. С. 30-36;
  • Круткин В.Л. Фотография в социологическом исследовании: деревенская свадьба на форуме в Интернете //Вестник Удмуртского университета. 2010. № 3-2. С. 88-96;
  • Круткин В.Л., Комов И.С. Гари Килдеа: «Закон Кориама» - фильм о людях и идеях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII. № 3. С. 204-209;
  • Круткин В.Л. Визуальные системы как медиа и пространство фотографического опыта //Вестник Удмуртского университета. 2007. № 3. С. 13-28;
  • Круткин В.Л., Комов И.С. Социальная эстетика и визуальная антропология в фильме Д.МакДугалла «Возраст разума»// Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X. № 4. С. 178-185;
  • Круткин В.Л. Пьер Бурдье: Фотография как средство и индекс социальной интеграции//Вестник Удмуртского университета. 2006. № 3. С. 40-55. http://www.photographer.ru/cult/theory/5270.htm;
  • Круткин В.Л.Антропологические основания фотографического опыта // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 2. С. 119-130;
  • Круткин В.Л. Формы репрезентации антропологического знания : Клиффорд Гирц и Дзига Вертов // «Антропологический форум» 2007, №7 СПб.;
  • Круткин В.Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома.// Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. V111. № 1. С. 171-178;
  • Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении.// Общественные науки и современность 1997№4. С 143-151.

РЕДАКТИРОВАНИЕ СБОРНИКОВ СТАТЕЙ:
  • Визуальные аспекты культуры - 2005. Межвузовский сборник научных статей. Под ред. КруткинаВ.Л., ВасильеваА.Ф., Власовой Т.А. , Шныревой О.А. )– Удмуртский государственный университет.Ижевск, 2005. – 227 с.;
  • Визуальные аспекты культуры - 2006. Межвузовский сборник научных статей. Под ред. Круткина В.Л. Власовой Т.А. – Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2006.-326 с.;
  • Визуальные аспекты культуры-2007. Межвузовский сборник научных статей. Под ред. Круткина В.Л. Власовой Т.А – Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2007. -257с.;
  • Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность . Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П. Романова, В. Круткина. Изд. «Научная книга». Саратов. 2007. -528 с.

УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ (ВЫБОРОЧНО):
  • Международные научно-практические конференции в рамках Московского международного фестиваля визуальной антропологии «КАМЕРА-ПОСРЕДНИК» Москва, МГУ, в 2004, 2006, 2008, 2010, 2012 годах;
  • European Sociological Association, «Performing biographies, memory and the art of interpretation». Report: «Photographic genres in family album» Cracow, Poland . 12-14 December 2008;
  • European Sociological Association “Biographical Perspectives on European Societies“«Applied Biographical Research» Report: «Snapshots of home collections in photo-interviews». Nuremberg, Germany 18 – 20 September 2010;
  • 17th World Sociological Congress «Sociology on the move» Abstracts & Papers of Russian Sociologists. Report: «Visual Theses and Verbal Arguments in the Social Knowledge». Gothenburg, Sweden, 11-17 July, 2010;
  • European Sociological Association «Social relation in turbulent times» , Abstracts & Papers of Russian Sociologists. Report: «Presentative and Representative in the World of Media and Social Knowledge», Geneva, Switzerland. 7-11September, 2011;
  • Международная летняя школа научно-исследовательского Центра «Медиафилософия: междисциплинарное поле исследований» с 28 по 31 августа 2011 года на Философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Доклад: «Что такое медиафундаментализм?».

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ:
  • Всероссийский конкурс проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук Мин. образов. РФ ,1994. «Онтология человеческой телесности» -руководитель;
  • РГНФ, 1996. №96-03-04345 «Антропология телесности: тело и плоть человека в культуре» - руководитель;
  • РГНФ, 1998, №98-03-04363, «История человеческой телесности: методология реконструкции» – руководитель;
  • Всероссийский конкурс проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук Мин. Образов. РФ , 2001. Шифр ГОО-1.1-176. «Человеческая телесность и семиосфера» - руководитель;
  • РГНФ 2003, №03-03-00578а «Антропологические основания визуального опыта» - руководитель;
  • Региональный конкурс проектов Поволжья (Нижний Новгород)2005. «Образы российской повседневности на фотографиях семейного альбома» - руководитель;
  • РГНФ, 2005. №05-03-03357а, «Опыт видения в жизненном мире человека» - руководитель;
  • РГНФ, 2011, №11-03-00025а. «Зрение человека в исторических трансформациях культуры» - руководитель;

ДОКЛАД:

Тело, медиа и инкорпорация опыта в движениях человека.


АННОТАЦИЯ:

Понятия «воплощенность» и «медиа» рассматриваются как связанные с аудиовизуальным опытом, в котором раскрывается как его инкорпорация, так и экстериоризация. Медиа выполняют функции не только внешних протезов, это еще и жизненная среда, окружающая и пронизывающая телесность. Из истории известны революции в мире медиа.Человек находит себя в мире не как чистый разум или сознание, но как воплощенное существо. Медиа связаны с телесностью. Это не простой факт природы, человек не есть продукт своего тела, напротив, люди в истории всегда делали тело своим предметом и представлением. В статье рассматривается физиологическая теория движений Н.А.Бернштейна как важный источник для исследований медиа. Различные типы движений можно обобщить в понятии «жеста». Жест – это движение, которое может экспериментировать с пространством и временем, этим путем люди могут расширять собственные границы. В жесте материальная и интенциональная стороны слиты. Когда человек говорит, пишет, рисует, танцует, человеческое тело принимает на себя роль медиа.Осмысление мира может идти через тело и чувства, а не только через логику и язык. Тело – это способ, каким природа становится человеком, в основе этого процесса мы находим развитие техник и движений. Отрицают ли новые медиа человеческую телесность? В статье рассматриваются позиции Ф. Киттлера и М. Хансена по этим вопросам.