Главные спикеры / Жилавская Ирина Владимировна
 
          

Жилавская Ирина Владимировна

Кандидат филологических наук, доцент Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», исполнительный директор Национальной ассоциации исследователей масс-медиа (НАММИ), главный редактор Международного электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC). Лауреат Премии по журналистике им. Виля Липатова (1989). Награждена медалью г. Томска «За заслуги перед городом» (2004).


НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Автор и разработчик новых понятий в теории медиа и медиаобразовании: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность.

Руководитель ряда социологических исследований «Молодежь и политика» (2007), «Влияние СМИ на молодежь» (2008), «Молодежь и медиа» (2008), «Молодежь в информационном пространстве ЗАТО» (2009), «Проблемы национальной идентичности в молодежной среде Томской области» (2009), «Развитие и реализация потенциала молодежи Томской области» (2009, 2010).

Руководитель НИР «Исследование социально-психологических особенностей медиаповедения личности в условиях современного информационного общества», МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

Участник Международного совещания экспертов ЮНЕСКО по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности (Москва, 12 декабря 2011 г.).

Эксперт Фонда российской информационной политики (ФРИП)

Член экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект»

Автор монографии «Медиаобразование молодежной аудитории» и более 60 статей на темы медиаинформационной грамотности, медиаобразования в СМИ и медиаповедения личности


ДОКЛАД:

Разогретые визуальные медиа приводят к пассивности аудитории.


ТЕЗИСЫ:

Исследователям в области массовых коммуникаций хорошо известна теория канадского исследователя Маршала Маклуэна о холодных и горячих медиа. Холодные – это те медиа, которые несут в себе мало информации и заставляют человека активно включаться в процесс восприятия, домысливать, интерпретировать, учитывать контекст, иными словами разогревать медиа. Горячие, напротив, транслируют столько информации, что сводят к минимуму необходимость живого участия, достраивания медийной действительности. С развитием цивилизации медиа приобретают все более высокую температуру, освобождая человека от трудностей получения информации.

Наиболее разогретыми медиа являются те, что используют визуальный контент. Сегодня визуальные коммуникации становятся доминирующими в системе массмедиа. Фотография, картинка, любая иллюстрация делает медиатекст значительно более привлекательным, по сравнению с текстом, звуком, голосом. Это происходит по двум причинам. С одной стороны, за счет элементарной однозначности, быстрой считываемости и выразительности визуального материала. С другой, в результате нового способа восприятия медиатекста, возникающего в условиях развития новых медиа. Не случайно появление таких ресурсов как http://www.youtube.com/, http://instagram.com/, полностью построенных на видеохостинге и возможности пользователей бесплатно делиться своими фотографиями. Эту тенденцию аудитории к более комфортному восприятию горячих медиа используют маркетологи, специалисты в области рекламы и PR.

Исследования, проводимые в Московском государственном университете им. М.А. Шолохова, проводимые с помощью ай-трекера позволяют анализировать степень включенности потребителя в процесс восприятия и качество медиапотребления.

Eye-tracking – это технология, которая позволяет отслеживать движения глаз человека при восприятии визуального контента с помощью специального оборудования. Компьютерная программа на основе полученных данных формирует отчеты, по которым можно проводить многофакторный анализ и делать выводы о зонах повышенного внимания, времени фиксации внимания, траектории движения глаз и т.д.

Магистрантами кафедры журналистики и медиаобразования было проведено тестирование молодых людей в возрасте 19-25 лет на предмет восприятия традиционного газетного текста и аналогичного медиатекста, размещенного в сетевом СМИ. В частности, был взят текст из бумажного варианта газеты «РБК» и этот же текст, снабженный визуальным рядом с сайта издания. К статье были добавлены фотоиллюстрация и инфографика.

Цель исследования заключалась в проверке гипотезы о том, что текст, включающий в себя элементы визуализации, воспринимается не просто легче, но и точнее. Для этого были разработаны вопросы, на которые должны были ответить респонденты после прочтения медиатекста. Вопросы были составлены таким образом, что проясняли степень и качество восприятия текста.

В результате эксперимента выяснилось, что медиатекст сетевого издания, по сравнению с традиционным текстом печатного СМИ, воспринимается аудиторией в возрасте от 19 до 25 лет не только быстрее, но и с более высокой степенью адекватности. Этот вывод позволяет допустить идею о том, что горячие медиа снижают трудозатраты аудитории по восприятию информации, минимизируют интеллектуальную деятельность, ведут к медийной пассивности.

Данный эксперимент ни в коей мере нельзя рассматривать как полноценное исследование, так как он представлял собой скорее апробацию нового для магистрантов метода анализа и положил только начало в серии более масштабных исследований кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова в области медиаповедения и визуальной коммуникации.