Главные спикеры / Астафьева О.Н.
 

Ольга Николаевна Астафьева


Астафьева Ольга Николаевна

Доктор философских наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Директор научно-образовательного центра “Гражданское общество и социальные коммуникации”, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (МИГСУ РАНХиГС), председатель Московского филиала Научно-образовательного культурологического общества.

Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федераций Федерального собрания РФ.

Член Экспертного совета ВАК Минобрнауки РФ.

Член Редакционных советов трех журналов, рекомендованных ВАК: "Библиотековедение", "Вопросы культурологии", "Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств"; член редакционных коллегий двух журналов: "Знание. Умение. Понимание", "Личность. Культура. Общество".


ОБРАЗОВАНИЕ:

Закончила  с отличием Таджикский государственный институт искусств им. М. Турсун-заде (СССР) по специальности «Музыковедение» (1978 г.) и начала там же научно-педагогическую деятельность на кафедре теории музыки. В 1992 г. закончила аспирантуру по кафедре культурологии Российской академии управления в Москве и защитила кандидатскую диссертацию по философским наукам  (специальность «Эстетика») на тему: «Социальная и эстетическая природа киномузыки». В 2002 г. О.Н.Астафьева стала доктором философских наук, защитив в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова диссертацию «Эвристические возможности синергетики в исследовании современных социокультурных процессов» по специальности «Теория и история культуры».

Дополнительное образование и стажировки Ольги Николаевны Астафьевой были связаны с вопросами искусства и культуры (Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 1980, 1986гг., философской и социальной антропологии (МГУ им. М.В.Ломоносова,1996 г.), с вопросами социокультурного реформирования, а также государственного и муниципального управления (в рамках программы ТАСИС в Германии, Люксембурге, Бельгии, 1994 г.), лидерства (США, 2005 г.) и  правового регулирования государственной службы (Канада, 2007 г.).


КАРЬЕРА:

В настоящее время Ольга Николаевна Астафьева является директором научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» и профессором кафедры ЮНЕСКО ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Заведует сектором стратегий социокультурной политики РИК Российского института культурологии (по совместительству).

Работала в Экспертной комиссии по культурной политике и Аттестационной комиссии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в настоящее время является экспертом Российского гуманитарного научного фонда. Имеет практический опыт работы в системе управления.


ПУБЛИКАЦИИ:

Ольга Николаевна Астафьева является автором более 250 научных работ: монографии, учебные пособия, научные и энциклопедические статьи на русском, английском, словенском, украинском и других языках, а также была редактором более чем 20 сборников научных статей и материалов. Публикации: http://www.ricur.ru/page.php?r=118&id=2


НАУЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Специалист в области философии культуры, культурологии, социальной и культурной антропологии, эстетики, музыкознания. Приоритетные темы исследований и разработок: динамика современных социокультурных процессов; стратегии культурной политики, развитие межкультурного диалога; динамика изменений в сфере духовной культуры; тенденции в развитии художественной культуры; методология исследований этнокультурных традиций; инновационные процессы в сфере управления; становление современных информационно-коммуникативных систем.


ТЕМА ДОКЛАДА:

«Преодоление» культуры в дигитальных средах: обретение свободы или утрата ответственности?


АННОТАЦИЯ:

Современное «кочевничество» – это поиск нового и креативного за пределами культурной среды, поэтому исследование разных аспектов этой темы, на наш взгляд, неразрывно связано с изучением новых медиа, как посредников между человеком и виртуальным арт-пространством.

Одно из тематических направлений междисциплинарных исследований – это проблемы самоидентификации художника в дигитальных средах: в поисках самого себя художник кочует по виртуальным мирам «своей» и «чужих» культур, школ и стилей, позиционируя себя свободным творцом. Погружаясь в виртуальное арт-пространство, оставляя «следы» на личных страничках, выставочных и музейных сайтах, художник запускает процесс «самонастройки», аутопоэйзиса (самодостраивания). Художник изменяет пространство вокруг себя, а сетевое пространство влияет на него. Поэтому вбирая мирыиных культур, Художник становится субъектом и объектом конструирования своего образа, делая его «многоликим», а значит – свободным от рамок и канонов, свободным в своих возможностях преодоления ограничений культуры (ценностных, нормативных). И этот аспект «кочевничества» также интересен для исследования.

Но ошибочно думать, что в постмодернистской реальности современный художник лишен рациональности: его увлеченность «кочевничеством» в информационно-коммуникативных средах сдерживается им же самим – у кого-то вдохновением и «творческим порывом», а у кого-то – способностью к самоменеджменту. Таким образом художник сохраняет себя как Творца. В этом – еще одна сторона «кочевничества».

Современный талантливый художник «пробивает» себе дорогу посредством медиа, запуская механизм «узнавания» через разные формы стимулирования популярности: либо через активные коммуникации в социальных сетях; либо посредством включения в группы, осуществляющие «куплю-продажу» работ; либо через договора с продюссерами и промоутерами, посредством практики «краудсорсинга». Значительная часть произведений искусства переводится в цифру и включается в разные системы рейтингов, попадая в виртуальное пространство, и свобода сменяется зависимостью от законов рыночной экономики.

Таким образом, виртуальное арт-пространство в настоящее время насыщено самыми разными «посетителями» – и его созидающими художниками, и теми, ради которых творится мир искусства… Здесь так много праздношатающихся, «блуждающих» в дигитальных средах, любопытствующих и жаждущих познать новое: немало и просто «зависимых» (от Интернета, от потребительства, от профессионального интереса, и пр.), которые также далеко не случайные гости, хотя их выбор объекта восприятия (созерцания или слушания) менее предсказуем….. У каждого из них свое понимание свободы, но далеко не каждый осознает, что многомерность медиа, проявляемая через функции экранирования и проецирования мира (как вовне, так и изнутри) посредством информации, по-существу является репрезентацией сверхсложной коммуницирующей самоорганизуемой системы.