Главные спикеры / Клягин С.В.
 

клягин


Клягин Сергей Вячеславович

Доктор философских наук, профессор;

Заведующий кафедрой теории и практики общественных связей факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Философия науки, философия и теории социальной коммуникации. Онтология и теория познания. Прикладная онтология, медиология и медиа среды (media ecologies).

Концептуальная социально-гуманитарная инноватика. Выдвижение идей, разработка и апробация поисковых исследовательских проектов. Разработка и реализация социально-гуманитарной методологии конструкционистского подхода к реализации интегрированных прагматических коммуникаций.


АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:

  • до 2002 года - работа в образовательных учреждениях и коммуникационных проектах государственных структур;
  • февраль 2002 года - апрель 2004 - профессор, заведующий секцией социальных коммуникаций и технологий, факультет истории, политологии и права, РГГУ;
  • апрель 2004 - май 2006 - заведующий кафедрой социальных, политических и коммуникативных теорий, факультет истории, политологии и права, РГГУ;
  • май 2006 - наст. время - заведующий кафедрой теории и практики общественных связей, факультет истории, политологии и права, РГГУ;
  • 2009 год - настоящее время - руководитель научно-издательского проекта (с международным участием) по философии коммуникации (совместно с кафедрой философии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского Политехнического университета).

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  • Философия и практика организационного развития. - М.: ВУ, 2001. Разнообразие как медиа социального // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». № 1/11. М., 2013;
  • Философия коммуникации: проблемы и перспективы: монография. СПб., 2013.. (в соавторстве с Антоновой И.Б., Гиренком Ф.И., Калмыковым А.А., Биби С., Клюкановым И.Э. и др.);
  • Современные коммуникативные науки: социальные практики как совместность слова: монография. М.: ЛЕЛАНД, 2013. (в соавторстве с Антоновой И.Б., Калмыковым А.А., Жуковой Е.Н., Штейнман М.А.);
  • Предстояние: о познании жизни в опознании коммуникации // Феномен коммуникации в познании и творчестве жизни / под ред. д-ра филос. наук. СПб. : Изд-во Политехн.ун-та, 2014;
  • Человек как медиа в динамике политического пространства // Вестник РГГУ, сер. «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. март, N 6;
  • О новых подходах к трактовке понятия «интегрированные коммуникации» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. Издательство Политехнического университета Санкт-Петербург. № 3 (227) 2015.

УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ (ВЫБОРОЧНО, 2015 г.):

  • The Disciplinary Challenge for Communication Studies in modern Russia // Proceedings of the National Communication Association 93rd Annual Convention "Communicating Worldviews: Faith-Intellect-Ethics". November 14-18, 2007. Chicago, Illinois. (Papers on Media and Public Discourse: Soviet Union, Russia and the Commonwealth of Independent States). CD ROM, National Communication Association and All Academic, Inc.;
  • Silence in Communication: on philosophical potentials of enhancing a European dialog // Communication Policies and Culture in Europe. European Communication Research and Education Association (ECREA) 2nd Communication Conference. Barcelona, 25-28th, November 2008. pp. 399-400.;
  • Exposing purposefulness: on diversity of temporal morphologies in communication process // Proceedings of the ECREA Philosophy of Communication Conference “Communication and Memory”. London, 9-11 December 2009, pp. 34-35.;
  • Being is the message: On ontological dominant in Russian communication style // Abstracts. 3rd European Communication Conference, Hamburg, 2-15 October 2010, p. 259. ;
  • Adventures of a Thing in Social Media Wonderland ECREA 2012, 4th European Communication Conference 24-27 October 2012, Istanbul, Turkey.;
  • Участие в международных конференциях Российской коммуникативной ассоциации (2003, Ростов-на-Дону; 2006, Санкт-Петербург; 2008, Москва; 2014, Санкт-Петербург).

ТЕМА ДОКЛАДА:

О моделях нестабильных онтологий в изучении цифрового кочевничества.


АННОТАЦИЯ:

Осмысливая феномен цифрового кочевничества, многие теоретики отмечают, что человек и его производственная деятельность оказываются в ситуации «перемешивания» различных сфер и уровней общественной жизни. Э. Гидденс описывает «ускользающий мир» (runawayworld) (Гидденс, 2004). З. Бауман пишет о специфике «текучей современности» (liquidmodernity) (Бауман, 2008). На ведущую роль цифровых технологий обработки информации в динамизации жизни общества обращают внимание авторы концепции «дигитализации» (digitality) (Негропонте, 2005). В контексте акторно-сетевой теории Б.Латур обосновывает необходимость рассмотрения «пересборки социального». При этом «... прилагательное «социальное» обозначает не вещь среди других вещей..., а тип связи между вещами, которые сами по себе не являются социальными» (Латур, 2014). М.Фуллер разрабатывает концепцию «коммуникативных сред» (mediaecologies) и подчеркивает, что состав эти сред как динамичных областей реальности непрерывно меняется (Fuller, 2007). На ключевое для понимания современного общества значение объяснительных метафор «мобильность» и «номады» указывает Дж. Урри (2014).

Масштабность предпосылок цифрового кочевничества обусловливает потребность в уточнении онтологических моделей реальности для интерпретации номадических процессов. Эти модели могут строиться с учетом неклассических идей современной научной рациональности (Степин, 2000), понимания сложности и множественности устроения реальности (Губин, 1998). Модели также ориентированы на отображение процессов как проявления непрерывности изменений в социально-коммуникативных средах (Огурцов, Неретина, 2014).

Особое место среди новейших социальных онтологических идей занимают нестабильные онтологии, предложенные Эссекской школой дискурс-теории (Э. Лаклау, М. Муфф). Такие модели относятся к ситуациям проблематизации институтов социальной регуляции и политической власти. В них описывается реальность, в которой нет фундирующих ее оснований. Примеры проявления нестабильных онтологий на основе представительной философской традиции (Нанси, Бланшо, Деррида, Бадью) относятся к сообществам, которые создаются на «разрывах» привычных социальных связей, энергией непрерывного уточнения своей идентичности и переживания рискованности, конечности своего существования (Петровская, 2012; Жеребкин, 2013).

Проекция нестабильных онтологий на цифровое кочевничество позволяет выявлять антропологические импульсы и механизмы их подвижности, уточнять пространственно-временные и диспозиционные локалитеты движения номад, определять контуры новой социальной реальности.