Ключевые спикеры / Куприна Л.Е.
 

Куприна Л.Е.


Куприна Лидия Ефимовна

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства института наук о Земле Тюменского государственного университета.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Непрерывное экологическое образование, эколого-туристская и эколого-профессиональная подготовка специалистов, туристско-рекреационный потенциал региона в экологическом образовании.


ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

«Технология въездного туризма», «Туристская картография», «Активный туризм», «Технология разработки туристских маршрутов», «Обеспечение безопасности в туризме», «Технология формирования тура» для студентов направления «Туризм»; «Методика преподавания предмета "«Окружающий мир"», «Методика преподавания раздела "Обществознание" в предмете "Окружающий мир"» для студентов направления «Педагогическое образование».


ОБРАЗОВАНИЕ:
  • февраль 2016 г. – обучение по программе «Основы работы с геоинформационными системами: на примере ArcGIS Desktor», ТюмГУ.
  • апрель 2015 г. – обучение по программе «Информационная образовательная среда университета», ТюмГУ.
  • 01.102010-20.03.2015 г. – профессиональная переподготовка по программе «Туристская индустрия о гостиничный сервис», ЮУрГУ.
  • 1986-1990 гг. заочная аспирантура НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. В 1990 г. защита кандидатской диссертации по научной специальности 13.00.02. – методика преподавания географии по теме: «Экологическое образование учащихся V-VII классов в процессе туристско-краеведческой деятельности». Доцент (с 1992 г.).
  • 1967-1972 гг. Географо-биологический факультет Тюменского государственного педагогического института.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:

Член общественных Академий: академик Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения (с 2002 г.), профессор Российской Академии естествознания (с 2015 г.).

Опыт и стаж педагогической деятельности:

общий педагогический свыше 40 лет, из них:

  • около 10 лет учитель биологии и географии средней школы (Байкаловская средняя школа Тобольского р-на Тюменской области, 1972-1985 гг.),
  • около 30 лет (в мае 2015 г.- 30-летие) работы преподавателем в ВУЗе (Тюменский государственный университет, с 1985 г.).

Опыт работы по экологическому образованию свыше 35 лет:

  • работа в качестве руководителя эколого-туристского кружка (в ДОУ, начальные классы, школьники 5-7 классов);
  • руководитель эколого-туристского центра в загородном лагере «Звездный»: руководство педагогической практикой студентов с проведением эколого-туристских мероприятий, педагогический эксперимент (1996-2006 гг.);
  • руководитель экспериментальной площадки: 1983-1985 гг. Байкаловская средняя школа Тобольского р-на Тюменской области; в ДОУ №156 «Улыбка» (г. Тюмень, 1996-2002 гг.); в МАОУ СОШ-27 г. Тюмени (1997-2002 гг.), в МАОУ СОШ-70 г. Тюмени (2002-2014 гг.) и др.;
  • с 2010 г. по с.д. - председатель секции «Экологическое образование» Тюменского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Автор около 160 научных работ из них: 1 – монография, 30 статей в энциклопедиях «Тюменская область», «ХМАО-Югра», «Ямальский район); 15 статей в журналах ВАК.

Наиболее значимые научные работы

  • Куприна Л.Е. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 136 с.
  • Куприна Л.Е. Экологически ориентированная рекреационная деятельность детей и подростков – результат экологизации знаний // Ecological education and ecological culture of the population: materials of the II international scientific conference on February 25-26, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - С. 77-79. (Экологическое образование и экологическая культура населения: Материалы II Международной научно-практической конференции 25-26 февраля 2014 года - Прага: Научно-издательский центр «Sociosfera-CZ». -. 242 с.)

Статьи в журналах ВАК:

  • Куприна Л.Е. Возможности использования туристских карт во внеурочной рекреационной деятельности // География в школе. 2010. № 3. С. 55-58.
  • Куприна Л.Е., Плесовских Н.Г. Игра-путешествие – маршрутная игра как форма организации рекреационной деятельности младших школьников // Начальное образование 2010. №1. С. 26-28.
  • Куприна Л.Е. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы // Начальное образование. 2010. №2. С. 16-19.
  • Куприна Л.Е. Лесной кодекс – нормы и правила отдыха на природе // Биология в школе. 2010. № 6. С. 57-60.
  • Куприна Л.Е. Туристские карты – географические карты для целей туризма // География в школе. 2010. №7. С. 59-60.
  • Куприна Л.Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков // Вестник ТюмГУ. 2011. № 4.. Науки о Земле. С. 207-212.
  • Куприна Л.Е. Зеленые насаждения города: возможности в формировании экологической культуры младших школьников // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2014. № 4. С. 121-129.
  • Куприна Л.Е. Игровые педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников // Казанская наука. №11. 2015 г. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. С. 267-269.
  • Куприна Л.Е., Рыбалова Т.В. Социально-экономический менеджмент в системе высшего образования // Научное обозрение. 2015. №22. С. 321-324.

Пособия для студентов:

  • Куприна Л.Е. Туристская картография: учеб. пособие / Л.Е. Куприна. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 280 с.
  • Куприна Л.Е. Активный туризм: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 312 с. (Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма для студентов высших учебных заведений, обучающих по направлению подготовки 100200 и 100400 «Туризм»).
  • Куприна Л.Е. Технология разработки туристских маршрутов: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 164 с.

КОНФЕРЕНЦИИ И КОНКУРСЫ. УЧАСТИЕ/НАГРАДЫ (ДОКЛАДЫ):
  • серебряная медаль ВДНХ за участие в выставке «Экологическое образование в СССР» (1988);
  • приз «Золотой компас» по номинации «Видеофильм» Московской Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (2002);
  • Ветеран труда (2002);
  • Заслуженный работник науки и образования РАЕ (2014);
  • Медаль К. Ушинского РАЕ (2015).

Конференции (выборка, 2015 г.):

  • II Международная научно-практическая «Антропогенная трансформация геопространства: история и современность». г. Волгоград, 13-15 мая 2015 г.
  • Международная научно-практическая «География и регион», 23-25 сентября 2015 г. Пермь,
  • 15 Международная научно-практическая конференция «Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий», 26-27 октября 2015 г., Томск,
  • Международная научная конференция «История, культура, экономика Урала и Зауралья», 12-13 ноября 2015 г., г. Ханты-Мансийск.

ТЕМА ДОКЛАДА:

Инфраструктура цифрового кочевничества на маршруте Великого чайного пути по территории Тюменской области (на примере г. Тюмени).


АННОТАЦИЯ:

За последние 10-15 лет учебу и работу, связанную с обработкой информации, можно выполнять из любой точки мира. Студенты могут выполнять курсовые проекты, а специалисты: дизайнеры, программисты, интернет-маркетологи и т.д. – работу для клиентов, получая «зачет» или оплату находясь в путешествии по выбранному маршруту. Многие путешественники только во время долгосрочной поездки нашли свою персональную бизнес-модель и поняли, чем хотят заниматься. Нередко в процессе путешествия они осваивают новые навыки и профессии.

Такое перемещение позволяет сильно экономить на расходах. Как считают специалисты, в городах, облюбованных цифровыми кочевниками, ожидают перемен к лучшему из-за растущей доли жителей, которые и не туристы, и не постоянное население – а это новые источники дохода, новые рабочие места.

В основе кочевничества лежит идея пользоваться свободой ради новых впечатлений. Кочуют по миру, оседая везде, где инфраструктура готова принять их и поддержать, но задерживаются они на месте намного дольше, нежели просто туристы. Этот факт необходимо учитывать, и, как считают авторы статьи, изучить и проанализировать. Исходя из анализа литературных и интернет-источников, можно заключить, что цифровой кочевник чаще всего – трудоголик с ненормированным нестандартным рабочим распорядком.

Появление нового туристского маршрута «Великий чайный путь» – это источник вдохновения для цифровых кочевников и возможность объединить свою любимую работу с путешествием по большим и малым городам. Авторами статьи проведен анализ инфраструктуры цифрового кочевничества на маршруте Великого чайного пути на одном из его отрезков: на территории юга Тюменской области. В таких городах, как Тюмень, Тобольск Ишим, расположенных на данном маршруте, в общественных местах появились бесплатные точки Wi-fi. Воспользоваться ими можно местным жителям и путешественникам через умные гаджеты - планшеты и смартфоны на вокзалах и площадях, в скверах и парках, в спортивных и досуговых центрах, медицинских и образовательных учреждениях.

Для комфортного следования цифровым кочевникам, как считают авторы, необходимо создание и информационного обеспечения в виде буклетов, включающих в себя информацию на период путешествия: о средней стоимости жизни, погоде, безопасности и др.