Ключевые спикеры / Терентьева И.Н.
 

Терентьева Ирина Николаевна


Терентьева Ирина Николаевна

Кандидат философских наук (1994, 09.00.11– социальная философия), доцент (1999). Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Теоретическая и прикладная коммуникативистика; визуальные исследования; философские и социологические проблемы науки и технологий; педагогика высшей школы.


АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:

  • 1982-1987 – философский факультет МГУ, 1990-1993 – очная аспирантура философского факультета МГУ, 1994 – кандидат философских наук;
  • ассистент, старший преподаватель, доцент в Горьковском, затем – Нижегородском государственном техническом университете;
  • 2003-2015 – заведующая кафедрой общественных наук Дзержинского политехнического института, руководитель направления подготовки «Связи с общественностью».

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (2012-2015):

  • Социология в техническом вузе: от теоретической рефлексии к инструментам формирования социологического воображения// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. I. С. 186–188. http://elibrary.ru/item.asp?id=22966695
  • Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия "Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. № 3.С. 16-21. http://elibrary.ru/item.asp?id=23271166
  • Кино-расширение человека: «Приключения мистера Веста» как действующая модель визуального конструирования// «Актуальные проблемы социальной коммуникации». Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции. Факультет коммуникативных технологий Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2013. С. 404-406. http://elibrary.ru/item.asp?id=23169960
  • Визуальное, слишком визуальное… (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях)//Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия "Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2012, № 2. С. 29-35. http://elibrary.ru/item.asp?id=21681185

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • Научный руководитель информационно-просветительских проектов кафедры общественных наук: «Премьера первокурсника» 2006; «Карьерный менеджмент» 2005-2011; «Форум молодежных СМИ» 2008-2012; «Конкурс молодежных публикаций» 2008-2011; «Открытая кафедра» 2010-2014; «Перспектива» 2012-2014гг.;
  • член оргкомитета и руководитель социально-гуманитарных секций городских открытых молодежных научно-практических конференций «Молодежь города – город молодежи». (2008-2014 гг.);
  • член оргкомитета, руководитель или ученый секретарь секций конферен-ций: «Будущее технической науки. Международная молодежная научно-техническая конференция» (2013-2015 гг.); «Российский студент: гражданин, личность, исследователь. Всероссийская научно-практическая конференция» (2012-2015 гг.).

ТЕМА ДОКЛАДА:

Кочевник, бродяга и странник: культурные типы пространства сетевой коммуникации.


АННОТАЦИЯ:

Сетевые кочевники стали фактом современного нам мира, но пока мы лишь констатируем их присутствие, важность и, в многообразии частных проявлений, практически полную неопределенность, подобно Странникам из произведений Стругацких. Кто они и каков способ взаимодействия с ними?

М.Маклюэн, отправляя человека дорогой «кочевых собирателей знания», рассматривал его перспективы весьма оптимистически. Эта дорога, казалось, вела к всеобщему диалогу, человеческому единству, освобождению от фрагментарности специализаций традиционных профессий. Казалось, что появилась перспектива бесконфликтного взаимодействия и взаимопонимания.

Однако очень скоро выяснилась прагматическая сторона глобального рынка труда (У.Бек), обозначились традиционные формы сегрегации и неравенства (З.Бауман), пространство сетевых коммуникаций стало пространством борьбы за власть (М.Кастельс).

Обитатель сетевых пространств многолик и, одновременно, неясен. Представляется, что в решении задачи его «распознавания», продуктивного (и безопасного) взаимодействия с ним, может быть использован исторический и литературно-философский опыт России.

Во-первых, это издревле идущий исторический опыт взаимодействия с кочевыми народами (Л.Н.Гумилев), напряжение культурного многообразия, противостоящего хаосу культурной энтропии. Во-вторых, это литературно-философский опыт осмысления странника, бродяги и их модифицированного варианта, плута и мошенника. Странничество – культурно-укорененный поиск «правды», «справедливости», святости… Пути в Беловодье, в конце концов! Бродяжничество – добровольный или вынужденный разрыв с культурой, разрыв норм, индивидуалистический бунт или вынужденная люмпенизация. Плут и мошенник в этой компании выступают под масками, мимикрируют, но озадачены только одним: ломая норму, укорениться в нормативном сообществе. Персонажи нового коммуникативного пространства могут быть исследованы на основе оппозиций перечисленным выше типам.

Однако новизна сетевых персонажей – в ориентации на новый уровень свободы, на разрыв с привычными формами социальности. Технически безграничная коммуникация не решает проблем коммуникации социальной, понимание не есть результат технического перевода, оно становится возможным как принадлежность к одной культуре, системе ценностей, более-менее общему знаковому полю… («невозможность коммуникации» у Н.Лумана).

Многообразие подводит нас к проблеме кризиса понимания, возможное преодоление которого как раз и связано с преодолением многообразия, доминированием одной системы знаков, ценностей и целей… Круг замкнулся? Этот вопрос остается открытым!