Главные спикеры / Ярославцева Е.И.
 

Ярославцева Елена Ивановна

Кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии РАН, зав. уч.-научной лаборатории Международного института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета.


ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1980 г. окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, в 1991 г. защитила диссертацию "Самореализация личности в системе социальных отношений". Занимается исследованием проблем развития человека, методологией исследования человека как целостной самоорганизующейся и коммуникативной системы сквозь призму синергетического подхода. Особое внимание уделяет современным образовательным средам и инновационным цифровым (мультимедийным) технологиям в обучении, удовлетворяющим динамике изменения человека, включенного в сетевые коммуникации, а так же перспективам для людей с ограниченными возможностями здоровья.


СФЕРА НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:
  • Проблемы культурогенеза и научных аспектов философско-антропологического знания, методология комплексного изучения человека, коммуникативно-синергетический подход;
  • Особенности современного цифрового образования, техники и технологии сетевых коммуникаций;
  • Аутопоэзис человека как целостной самоорганизующейся системы, интерактивный топос человека;
  • Здоровьесберегающие (валеологические) и психологические технологии повышения сбалансированности и пластичности человека.


  • Человек в призме науки: исследование инструментов и технологий саморазвития. Наука, образование, инновации. Доклады и тезисы выступлений участников 1 Всероссийской конференции. Ч.2. – М.: 2009. С. 252-254.
  • Онтогенез человека. Проблема будущего // Сб-к научных статей международной научно-практической конференции «Рериховское наследие». Т.4. «Охрана культурных ценностей: петербургские традиции(Продолжающееся научное издание). СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2009. 704 с. С. 675-679.
  • Серия лекций "Методические решения по использованию интерактивных цифровых технологий для устойчивого развития человека". 6 частей.
  • Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий
  • Планшет - творец невидимых согласований
  • IT-инновации и техника безопасного развития в выращивании будущего
  • Медиа-архив Центра сетевого вещания ИНОТИиИ РГГУ. Видео-блоги руководителей научных подразделений и лабораторий ИНОТИиИ РГГУ, он-лайн трансляции   и архивные записи учебно-научных мероприятий Университета. 
  • Технологии взаимодействия http://cnb.rsuh.ru/videoblogs/?p=226\
  • Что и как осваивает человек Часть 1. http://cnb.rsuh.ru/videoblogs/?p=518
  • Что и как осваивает человек Часть 2. http://cnb.rsuh.ru/videoblogs/?p=529
  • Кооперативные взаимодействия и инновационный эффект http://cnb.rsuh.ru/videoblogs/?p=557
  • Модификации человека и его перспективы в информационном обществе. // Сб. конференции «Культура глобального информационного общества:противоречия развития» 2-3 июня 2010. МосГУ – М.: МосГУ, 2010. С. 196-203.
  • Интерактивная 3D реальность точка роста образования – Сб.   XX Международной конференции-выставке "Информационные технологии в образовании"("ИТО-2010"), 1-3 ноября, 2010 г. Москва. Ч. IV. –  М.: МИФИ,   2010. С. 85-86.
  • Проблема экспертизы в образовательных коммуникациях. // Сб. Человек вчера и сегодня.  Вып.4. – М.: ИФ РАН, 2010. С. 204-222 
  • Мобильные технологии в науке и образовании взрослых (в соавторстве) // Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты: Сборник. – СПб.: УРАО ИОВ, 2010. С. 348-353. Всеросийской научно-практической конференции «Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты», проведённой в Учреждении Российской академии образования «Институт образования взрослых» (УРАО ИОВ) лабораторией философских и социокультурных проблем образования взрослых с участием Санкт-Петербургского Философского общества (Философско-культурологический центр «Cairos») 06.09 г.
  • Принцип интерактивности в обновлении методик образовательных коммуникаций // Высшее культурологическое образование. Вып. 2. Сборник.  VII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» МосГУ 18-20 ноября 2010 г. – М.: МосГУ, 2010.  С. 17-24  

ПУБЛИКАЦИИ 2011 г.
  • Новая реальность сетевых компетенций человека. // Гуманитарные чтения РГГУ -2010: Технологии развития студенческих компетенций: Сборник материалов. М.:РГГУ, 2011. С.188-198. (в соавторстве)
  • Некоторые перспективы образовании в России ХХ1 века. // «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. Сб. материалов и статей м/н  конференции  Москва, 13-14 мая 2010 г. – М.: МГИИТ, 2010 С. 246-252 
  • Трехмерная кириллица: новые коммуникативные аспекты. // Кириллица. От возникновения до наших дней. – СПб.: Алетейя, 2011. С. 491-495. – 536 с.: ил.
  • Человек в современной сетевой парадигме: монография.  / Елена Ярославцева. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011
  • Коммуникативно-когнитивные параметры информационных технологий и гуманитарная экспертиза. // Сб. междунар. науч. конфер.  «Культура информационного общества и проблемы модернизации России»  24 мая 2011 г. Сборник научных статей   Изд-во МосГУ, 2011. С. 194-204.  
  • Сетевые перспективы. Возможности человека в оцифрованном мире. Human IT: Коллективная монография /С.В.Кувшинов, Е.И.Ярославцева. – МО, Щелково: Онтопринт, 2011 – 218 с.: ил. 
  • Интерактивность цифровых коммуникации и экспериментальные тенденции в современном образовании - Ж-л «Социология образования», № 8, 2011. С. 43-53.
  • Коммуникативная онтология - принцип фокуса // «Человек вчера и сегодня». Вып5. – М.: ИФ РАН, 2011. С. 76 — 94.
  • Проблема социального партнерства субъектов: синергия интерактивных коммуникаций  // «Рефлексивные процессы и управление». Сборник материалов VIII  Международного симпозиума 18-19 октября 2011 г., Москва/ Под ред. В.Е.Лепского – М.: «Когито-Центра», 2011. С. 267-274. 

С полным перечнем публикаций можно ознакомиться на сайте

ТЕМА ДОКЛАДА:

Философские аспекты цифрового прототипирования.


АННОТАЦИЯ:

Цифровые технологии позволяют человеку воспроизводить – прототипировать практически всё – от объектов до процессов, создавая комплексные среды с новыми характеристиками, показывая сложность прогноза перспектив. «Цифровой кочевник» фактически прототип студента, желающего получить образование и сгенерировать свое будущее. Безграничность своих возможностей он хочет конвертировать в ресурсы, обеспечивающие жизнь. Может ли цифра помогать человеку развивать свои интеллектуальные способности, а не стремиться переложить задачу на искусственный интеллект?