Оргкомитет конференции / Окушова Г.А.
 

Окушова Г.А.


Окушова Гульнафист Алтаевна

Доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета. Кандидат философских наук, доцент.


ОБРАЗОВАНИЕ:
  • Томский государственный университет: философский факультет (1993-1998);
  • Заочная аспирантура при кафедре философии и методологии науки Томского государственного университета (2001 -2004.)

КАРЬЕРА:
  • Ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры общей педагогики и психологии Томского государственного педагогического университета – ТГПУ (1998 - 2010);
  • Защита кандидатской диссертации по специальности 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология и философия культуры» в Томском государственном университете (2004.)
  • Доцент кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета – ТГУ (2010 - по настоящее время).
  • Лауреат премии Губернатора Томской области в сфере образования и науки среди молодых ученых (2005.)

ПУБЛИКАЦИИ:

Автор более 50 научных публикаций, из них более 30 - по вопросам философии, гражданского образования, социальных коммуникаций. В том числе 6 статей в журналах ВАК, 3 коллективных монографий.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Социальная философия; философия и теория социальных коммуникаций; философия образования; моделирование образовательных пространств и систем; социомедийная психология, новые медиа, сетевые сообщества (NET-communities).


ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Учебные дисциплины:«Процессы коммуникации в современном обществе»; «Основы проектирования в сфере социальных коммуникаций»; «Основы теории коммуникации», «Сетевые сообщества и субкультуры», «Технология управления общественным мнением».

Для магистратуры «PR и реклама в системе новых медиа» (начнет функционировать в 2012-2013 уч. году) разработаны программы следующих учебных курсов: «Политический PR в новых медиа», «Проектирование в Интернет», «Технологии управления общественным мнением в новых медиа».


ТЕМА ДОКЛАДА:

Цифровые мигранты как вынужденные цифровые кочевники: формирование новой идентичности.


АННОТАЦИЯ:

В статье авторы осуществляют попытку соотнесения понятий «цифровые кочевники» и «цифровые мигранты» в пространстве новых виртуальных идентичностей Сети. Цифровые мигранты определяются как вынужденные цифровые кочевники, в основном, из развивающихся традиционных обществ, использующие цифровые устройства и социальные сети для поддержания коммуникации с родиной и диаспорой. В ситуации переноса основных коммуникационных потоков и этноформирующего дискурса из традиционных медиа в среду виртуальных сетевых сообществ, характерной для российских мигрантов, изучение виртуализации этнического дискурса актуально в перспективе дальнейшей дигитализации всех типов коммуникаций. В статье анализируется роль виртуальных этнокомьюнити центрально-азиатских мигрантов в переопределении этнической идентичности и психологической виртуальной терапии мигрантов в ситуации психологической и социальной депривации в принимающем сообществе. Виртуальные этнические комьюнити в сетях тематизируются как ключевые площадки этнонационального дискурса и воспроизводства этнонациональной идентичности, а также важные факторы частичной ассимиляции и адаптации мигрантов к условиям российского принимающего сообщества. Авторы рассматривают функции виртуальных этнических комьюнити мигрантов как on-line микроинститутов воспроизводства этнической идентичности. В статье выявляются и описываются такие типы основного контентного дискурса, практикуемые в виртуальных этнокомьюнити мигрантов как религиозно-мусульманский, националистический, традиционалистски-советский и глобалистски-консьюмеристский дискурсы. В заключение статьи делаются выводы о выраженных терапевтических и компенсаторных функциях виртуальных этнокомьюнити мигрантов за счет «виртуализации» родины и достраивания идентичности в онлайн-пространстве.

Ключевые слова: цифровые мигранты, цифровые кочевники, виртуальные этнические комьюнити, национальный дискурс