Cпикеры / Ромм М.В.
 

Ромм Марк Валериевич


Ромм Марк Валериевич

Доктор философских наук, профессор. Декан факультета гуманитарного образования, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Разработка информационных подходов к изучению социальной адаптации личности в контексте функционирования социально-политических режимов; разработка теоретико-методологических нормативно-интерпретативных подходов изучения социальной адаптации личности; изучение феномена сетевых структур в обществе: конструирование социальной реальности и ее теоретических образов.


ОБРАЗОВАНИЕ:

1980-1985 – Новосибирский государственный педагогический институт, история и педагогика: учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе.


АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:

  • 2008 – присвоено ученое звание профессора
  • 2004 - настоящее время – Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), декан Факультета гуманитарного образования
  • 2004 – 2009 – НГТУ, профессор кафедры социальной работы и социальной антропологии
  • 2003 – защита докторской диссертации на тему: «Социальная адаптация личности как объект философского анализа»
  • 2000 – 2003 – АГУ, докторант
  • 1996 – 2000 – НГТУ, доцент кафедры социологии
  • 1995 – защита кандидатской диссертации на тему: «Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: информационный подход»
  • 1994–1995 – Новосибирский электротехнический институт связи, старший преподаватель
  • 1991–1994 – Новосибирский электротехнический институт связи, аспирант
  • 1985 – 1991 – НГПИ, учитель истории и обществоведения

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ВЫБОРОЧНО):

1. Ромм М.В., Бельская Ю.В. On the problem of network structures in the sphere of social-economic relations // Philosophy of education. - 2009. - Spec. iss. № 2. - Novosibirsk - Praga. - P. 134 -140

2. Ромм М. В. Нормативно-интерпретативный подход к изучению индетерминистских социальных феноменов // Философия образования. - Новосибирск, 2010. - № 3 (32). - С. 5 - 10

3. Ромм М. В. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - М. , 2010 - № 12 - С. 104 – 114.

4. Ромм М.В., Ромм Т.А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2010. - Т. 8. - Вып. - С. 51 - 57

5. Ромм М.В., Лучихина Л.Ф. Зарубежные традиции исследования социальных сетей // Идеи и идеалы. – 2011. –Т. 1, №2. – С. 77 – 90.

6. Общество сетевых структур: монография / [М.В. Ромм, Т.А. Ромм и др.]; Новосиб. гос. техн. ун-т, Фак. гуманитар. образования. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 325, [1] с.

7. Ромм М.В., Заякина Р.А. Социальная адаптация студента: метафизика смысла // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 22 – 26.

8. Ромм М.В., Заякина Р.А. Что "продает" российский вуз? (в поисках критерия качества высшего образования) // Философские науки. - 2013. - № 7. - С. 147 - 154.

9. Ромм М.В., Заякина Р.А. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. - 2013. – № 4. – С. 118 -124.

10. Ромм М.В. и др. Круглый стол. Образование: цели, ценности, мотивы / М. В. Ромм // Идеи и идеалы. - 2013 . - № 2 (16). - С. 4-36.

11. Ромм М.В., Ромм Т.А., Заякина Р.А. Основные направления и условия активности вузов в партнерских сетевых сообществах = Main orientations, nerms and conditions for initiating universities’ participation in partnership network communities1 [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования = The russian-american education forum : электрон. журн.. - 2014. - Т. 6, № 2. - Режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001063&iid=19. - Загл. с экрана.

12. Ромм М.В., Заякина Р.А. Основные принципы формирования социальных сетей с участием вуза // Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики: междунар. образовательный форум "Алтай-Азия 2014": сб. материалов, Барнаул, 25-26 сент. 2014 г. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. универ., 2014. - С. 126-129.

13. Ромм М.В. Заякина Р. А. Роль партнерских сетевых сообществ в регулировании межнациональных отношений студентов // "Россия глазами народов Сибири: диалог и взаимодействие народов в рамках национальной политики" Материалы региональной научно-практической конференции и круглого стола (Новосибирск, 13-14 ноября 2014 г.) / Науч. ред. Баяртуева Е.П. Новосибирск, 2014. - С. 98-99.

14. Стенограмма заседания круглого стола "Гуманитарные науки и гуманитарное образование" / [В. В. Крюков, М. В. Ромм, В. Г. Новоселов и др.] // Философия образования. - 2015. - № 1 - С. 178-207.

15. Ромм М. В., Заякина Р.А. Сетевое взаимодействие с участием вуза, или как возможно конкурентное партнерство // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участим 18-19 февр. 2015 г., Челябинск - Екатеринбург. – Челябинск : СИМАРС, 2015. - С. 49–51.

16. Romm M., Zayakina R. “Visible” and “invisible” social networks: probabilistic-statistical interpretation // American Journal of Science and Technologies. - 2015. – № 2 (20). – P. 387–393.

17. Ромм М. В. Особенности сетевого взаимодействия регионального университета // Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации : сб. материалов междунар. науч. конф., посвящ. 60-летию Оренбург. гос. ун-та, Оренбург, 15–17 сент. 2015 г. – Оренбург : Университет, 2015. – Ч. 2. – С. 54–57.

18. Ромм М. В. Генезис вузовских сетевых сообществ в Китайской народной республике // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 167-170.


УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ (ВЫБОРОЧНО):

  • Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: междунар. науч.-метод. конф., 28-29 января 2016 г., Россия, Томск.
  • Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации : междунар. науч. конф., посвящ. 60-летию Оренбург. гос. ун-та, Оренбург, 15–17 сент. 2015 г.
  • Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании : Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 18-19 февр. 2015 г., Челябинск - Екатеринбург.
  • Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики: междунар. образовательный форум "Алтай-Азия 2014". 25-26 сент. 2014 г., Барнаул.
  • Россия глазами народов Сибири: диалог и взаимодействие народов в рамках национальной политики: региональная науч.-практ. конф. и круг. стол 13-14 ноября 2014 г., Новосибирск.
  • Социальная педагогика в социальных практиках: междунар. симп., 13–16 мая 2013 г., Арзамас.

ТЕМА ДОКЛАДА:

Фронтирность как базовая характеристика cетевой значимости региональных номадов.


АННОТАЦИЯ:

Статья направлена на прояснение существенных характеристик регионального номада, необходимых для приобретения и удержания им сетевой значимости. Для достижения заявленной цели используется теоретический язык социальной топологии, позволяющий выявлять формообразующие характеристики социальных объектов. Истоки теоретического языка социальной топологии восходят к работам Курта Левина и Рене Тома. В первом случае закладываются основы топологии социального пространства, во втором – топологии формы сложноустроенного социального объекта. В процессе поиска сетевого места номада нами применяются обе вышеозначенные теоретизации социальной топологии.

Утверждается, что сетевое место номада можно определять через анализ его социального взаимодействия как элемента сетевого множества, а именно, включенность в пересечения и объединения. Номады, входящие в сетевые пересечения и объединения, не только служат ключевыми структурными связками, но и узловыми местами информационного транзита. От них напрямую зависит мобильность информационных потоков между множествами. В противовес концепции ядро / периферия, разделяемой сетевыми аналитиками (SNA), авторами предлагается концепция фронтир / тыл. Последняя определяет исключительную значимость акторов (в нашем случае, номадов), составляющих абрис сетевого множества, в освоении новых для сети ресурсов. Ведь, в конечном счете, в сети циркулирует не любая информация, входящая через пересечения и объединения, но только такая, которая представляется номадам, приближенным к фронтиру, адекватной сетевым интересам и имеющей потенциальный спрос. Номады, занимающие в сетевой архитектуре тыловые позиции, напротив, играют наименьшую роль в процессах обработки внешней информации.

Находясь одновременно в коммуникативных, профессиональных, технологических, виртуальных сетях, покрывающих не только близлежащие регионы, но и объединяя региональные сети с удаленными и глобальными сетями, фронтирные номады являются связующими звеньями, инфофильтрами и медиаторами одновременно. Чем больше фронтирных номадов осуществляют обозначенные функции, тем динамичнее протекают внутрисетевые процессы, успешнее достигаются темпорально различные (кратко-, средне- и долгосрочные) сетевые цели, и, в конечном счете, удовлетворяются экономические, культурные, общесоциальные индивидуальные и региональные потребности.

Ключевые слова: региональные номады, фронтирные и тыловые номады, сетевое множество, пересечения и объединения, концепция фронтир / тыл.