Спикеры / Щеглова Э.А.
 

Щеглова Э.А.


Щеглова Элеонора Анатольевна

Кандидат психологических наук. Доцент кафедры общей и педагогической психологии ФП ТГУ.


Сфера профессиональных и научных интересов:

Психология образования, психологическое манипулирование, психологическая трудозависимость (трудоголизм), психология креативности, статистическая обработка и анализ данных.


Образование:
  • 1986-1992 – Томский государственный университет (ТГУ), специальность «баллистика», квалификация «инженер-физик».
  • 2003-2006 – Киргизско-Российский Славянский университет (КРСУ), специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии».

Академическая и профессиональная карьера:
  • 2010 - по настоящее время - доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Томского государственного университета (ТГУ);
  • 2009 - Защита кандидатской диссертации «Склонность к манипулированию и ее проявление в профессионально-педагогической деятельности».
  • 2007- 2010 – ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Томского государственного университета (ТГУ);
  • 2006-2007 — преподаватель кафедры психологии, Киргизско-Российский Славянский университет (КРСУ).

Ключевые научные публикации:
  • Щеглова Э.А. Факторы, детерминирующие применение педагогами манипулятивных форм воздействия // Психология обучения. – 2010. – № 12. – С. 28 –38.
  • Щеглова Э.А. Гуманистическая и манипулятивная направленность гуманитарных технологий // Психология обучения. – 2012. – № 2. – С. 4 – 11.
  • Лукьянов О.В., Балашова (Аркан) М.Ю., Щеглова Э.А. Исследование риска развития психологической зависимости от работы (трудоголизма) в современной России // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. – С. 183-187.
  • Лукьянов О.В., Щеглова Э.А., Неяскина Ю.Ю. Психологические корреляты риска трудоголизма у взрослых работающих Россиян // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. – С. 148 – 152.
  • Ваулина Т.А., Краснорядцева О.М., Щеглова Э.А. Выбор стратегий решения математических задач студентами разных направлений подготовки // Сибирский психологический журнал. - 2014 - №53. - С.73-86
  • Ваулина Т.А., Краснорядцева О.М., Щеглова Э.А. Креативные стратегии решения математических задач старшеклассниками, обучающихся по профилям разной предметной направленности // Психология обучения. 2014. №5. С.17- 28.

Участие в конференциях (выборочно):
  • Международная научно-практическая конференция «Человек как субъект познания, общения и деятельности, 16-17 апреля 2010, Бишкек, Киргизстан.
  • 4-я Международная конференция по когнитивным наукам, июнь, 2010, Томск, Россия.
  • Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарные подходы к исследованию индивидуальных различий в обучении», 12-14 марта, 2013, Томск, Россия.

Тема доклада:

Цифровые кочевники: проблемы образовательного взаимодействия.


Аннотация:

В докладе затрагивается проблема появления на современном образовательном ландшафте нового субъекта образования – цифровых кочевников, формирование образовательных запросов которых происходит под влиянием своеобразного образа жизни и соответствующего ему образа мира этих людей. Обсуждается проблема психологической готовности к образовательному взаимодействию, как самих цифровых кочевников, так и тех педагогов, к кому обращены эти, по преимуществу открытые неперсонализированные образовательные запросы.Категория "взаимодействие", являясь одной из основательных онтологических философских категорий, прочно вошла в терминологический аппарат психологии образования. В логике системной антропологической психологии, развиваемой на факультете психологии Томского государственного университета (В.Е.Клочко, Э.В.Галажинский, О.М.Краснорядцева, О.В.Лукьянов и др.), рассматривающей человека в качестве открытой психологической системы и позволяющей объяснять источник самоорганизации через принцип ограничения взаимодействия, причина взаимодействия обнаруживается в соответствии взаимодействующих сторон.

В этом контексте соответствие понимается как объективно существующее отношение между открытой системой (любого уровня сложности) и элементами окружающей ее среды, без которых невозможно ее устойчивое состояние. В этом контексте подлинное образовательное взаимодействие представляется результатом взаимопроникновения - в актах взаимодействия(в том числе и опосредованного современными информационными и телекоммуникационными технологиями) партнеры усматривают друг у друга такие ценностно-смысловые составляющие образов мира (в том числе и профессиональных), которые до этого момента не являлись содержанием их собственного образа мира.В результате такого взаимодействия и порождается то особое многомерное пространство, в котором собственно и действует человек, понимая смысл и ценность собственных действий.Такой подход позволяет сделать предметом специального исследования собственно психологические феномены поиска (сознательного или бессознательно) партнерами (цифровыми кочевниками и теми, к кому обращены их образовательные запросы)того, что не достает им в образовательном взаимодействии. Речь идет об исследовании психологических механизмов согласования и трансформации ценностно-смысловых составляющих образов миров и ценностных координат жизненных миров потенциальных партнеров, в разной степени готовых к новым форматам образовательного взаимодействия, обеспечивая расширение совместного пространства ближайшего профессионального развития.