Марина Шилина Москва, Россия
Шилина Марина Григорьевна – доктор филологических наук. Профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва)
СФЕРА НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Теория коммуникации в datafied обществе, стратегическая коммуникация, PR, медиа и интернет-коммуникация, Critical Data Studies, Visual Strategic Communication, Science &Art.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
• Выпускница факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.
• Кандидатская диссертация: «Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей: структура, содержание, особенности развития», 277 с. (2007, ф-т журналистики МГУ). Филологические науки, 10.01.10 – журналистика.
• Докторская диссертация: «Интернет-коммуникация как фактор трансформации информационной сферы», 961 с. (2012, ф-т журналистики МГУ, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ). Филологические науки, 10.01.10 – журналистика.
• С 2010 г. – научный сотрудник, старший научный сотрудник (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики), доцент (НИУ ВШЭ, департамент интегрированных коммуникаций), профессор (РЭУ им. Г.В. Плеханова, кафедра рекламы, связей с общественностью и дизайна, 2017 – наст. время).
• До перехода к академической деятельности работала журналистом, редактором, редактором отдела PR, куратором PR проектов. В 2000-2010 гг. руководила департаментом развития корпоративных коммуникаций одного из ведущих российских частных холдингов (топ-3 отраслевого списка “Форбс”).
• Сертифицированный PR-специалист (2004, 2009), эксперт проектов (2018).
• Автор более 30 апробированных и опубликованных научно-образовательных курсов, а также курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы, гостевых лекций и мастер-классов на русском и английском языках (МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ (Москва, С-Петербург), СПбГЭФ (С-Петербург), Казанский федеральный университет, Псковский государственный университет, Международный университет бизнеса и новых технологий (Ярославль), Челябинский государственный университет, Омский государственный педагогический университет, Белорусский национальный университет (Минск, Белоруссия), Киевский национальный университет им. Шевченко (Киев, Украина), Харьковский технологический университет (Харьков. Украина), университет «Туран» (Алматы, Казахстан), университет Ильменау (Германия) и др.
• Авторские курсы в области связей с общественностью, стратегической коммуникации, Data driven communication на русском и английском языках апробированы МГУ на факультетах журналистики, государственного управления, мировой политики, политологии и философском факультете.
• Шилина М.Г. – автор первых на пост-советском пространстве исследовательских работ и курсов по Big Data в медиа, бизнесе и политике (с 2014 г.), дата журналистике (2016), а также первых академических курсов по визуализации в медиакоммуникации и интегрированных коммуникациях, отмеченных профессиональными наградами (2016).
КЛЮЧЕВЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Автор более 150 научных публикаций на русском (более 40 статей – в изданиях списка ВАК) и английском языках, в том числе ряда монографий (2010-2018).
МОНОГРАФИИ
• «Интернет-коммуникация в связях с общественностью. Прагматический аспект». – М., 2011. – 464 с. – 29 п.л. Шорт-лист (топ-3) IPRA Golden Awards (2011); «Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета». – М., 2012. – 736 с. – 45 п.л. Лауреат Национальной премии «Серебряный Лучник» (2012).
• Koucheryavy, E, Kirichek, R. and Shilina, M., Data, ‘dusha’, and the Internet of Skills music: would a connected Art Glove help to preserve heritage better? The Russian Journal of Communication. Routledge, Taylor & Francis Group. N3. 2017.(Scopus)
• Couch, R.& Peters, B. Data: An ethical overview. The Russian Journal of Communication. Routledge, Taylor & Francis Group. N3, 2017.
• Shilina, M.Big Data in communication research: Social telescope or teleidoscope? The Russian Journal of Communication. Routledge, Taylor & Francis Group. N3,2017.
• Shilina, M. MyData: Framing an alternative vision in the current data ecosystem. The Russian Journal of Communication. Routledge, Taylor & Francis Group. N3,2017.
• Fedyunin, D., Shilina, M. In Russia for the first time: young researchers discuss communication and Big Data. II International Scientific Conference PLEKHANOV for students, PhD students and young researchers «Humanitarian Technologies and Intellectual Leadership» Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, 9 June, 2017. The Russian Journal of Communication. Routledge, Taylor & Francis Group. N3, 2017.
• Shilina, M. Living in regimes of data power: Critical data studies and the paradigm of ethics. The Russian Journal of Communication. Routledge, Taylor & Francis Group. 2017, N3.
• Shilina, M. & Samoilenko, S. (2017). Governance. In L. A. Schintler, C. L. McNeely, & G.J. Golson, J.(Ed.), The Encyclopedia of Big Data. Berlin: Springer. Совместная публикация с сотрдуником зарубежного университета (у-т Мейсона, Вашингтон, США).
• Shilina, M. (2018) EU-Russia: Strategic Communication in Innovation Paradigm. In: Strategic communication in EU-Russia Relations: Tensions, Challenges and Opportunities. Moscow: International Centre for Socio-Political Studies and Consulting and the European-Russian Communication Management Network. P. 167-187. Глава в коллективной монографии.
• Shilina, M. (2018) Strategic communication in the paradigm of innovation: an integrated methodological approach. Gosudarstvennoye uprevlenyje. Moscow, Lomonosov Moscow State University. N 66. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/
• Shilina, M. (2018) (соавт.) (Analysis of russian medium-sized enterprises in the context of federal districts and major municipalities http://www.udla.edu.co/revistas/index.php/amazonia-investiga/article/view/906 http://www.udla.edu.co/revistas/index.php/amazonia-investiga/article/view/906/pdf Web of Science
• Шилина М.Г. Медиавизуалистика в парадигме big data и virtual reality. //МедиАльманах. М., 2017. №1. С. 12-24. http://www.mediaalmanah.ru/upload/iblock/d42/shilina_1.17_final.pdf
• Шилина М.Г. Ответственные инновации как фактор социальной ответственности корпорации: формирование концептуальной рамки исследования // Медиаскоп. М., 2017. № 2.
• Шилина М.Г. Big data: данные и модели коммуникации нового формата в инфопространстве цифровой экономики России//МедиаАльманах. 2018, N1. МГУ С.6-14.
• Shilina, M. (2018) EU-Russia: Strategic communication in the innovation paradigm: an integrated methodological approach. Gosudarstvennoye uprevlenyje. Moscow, Lomonosov Moscow State University. N 66, 2018. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/
• Шилина М.Г. Responsible Innovation, ответственные инновации как фактор социальной ответственности корпорации:формируя концептулаьную рамку исследования//Медиаскоп. 2017. №2.
• Шилина М.Г. Инновационные стратегии брендинга России в условиях вызовов цифровой экономики//Брендинг как коммуникативная технология XXI века. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под. ред. А.Д. Кривоносова. СПб, 2018. C. 117-121.
• Шилина М.Г. Инновационные корпоративные стратегии и коммуникативные компетенции в условиях обеспечения информационной безопасности в цифровой экономике РФ//Корпоративные стратегические коммуникации: новые тренды в профессиональной деятельности. Отв. ред. Сидорская. Минск, 2018. С. 224-226.
• Шилина М.Г.Data и Data Turn в публичной коммуникации// Российская пиарология-6: тренды и драйверы. СПб, 2018.С. 42-46.
• Шилина М.Г. Гуманитарные технологии: коммуникативная визуалистика как новое направление исследований и дисциплина,, Коммуникации в политике. Бизнесе и образовании. М., 2017. С. 122-123.
• Шилина М.Г. Текстогенность дискурса: трансформации в условиях data turn. Российская пиарология: тренды и драйверы. СПб, 2017. С. 99-105.
• Шилина М.Г. Nomadism vs. Knowmadism: новые императивы современного общества? НИУ Томский госуниверситет, 2017.С.296-300.
• Шилина М.Г. Визуализация в брендинге как императив коммуникации: новые теоретические концепции. // Брендинг как коммуникативная технология XXI века. СПб, 2017. С. 119-122.
• Шилина М.Г. Investor relations, связи с инвесторами в структуре российских PR: формируя теоретические рамки исследования. Альманах АПСО. №9. М., 2017.
• Шилина М.Г. Теоретико-методологические особенности исследования коммуникации в условиях Data Turn// Кривоносов А.Д (ред.) СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 98-104.
УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ
•Результаты научных исследований М.Г. Шилиной презентованы на более чем 50 ведущих национальных и международных практических и научно-исследовательских конференциях в РФ, СНГ, Европе, США и Канаде, Африке.
• Модератор, спикер ведущих научно-теоретических и практических конференций в сфере коммуникаций в РФ, СНГ, за рубежом, в том числе крупнейших профильных конференций СТРАТКОМ, EUPRERA, ICA, NCA. Член программного комитета секции «Связи с общественностью и теория коммуникации», инициатор создания и постоянный модератор подсекции «Современные интернет-коммуникации» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ им. М.В. Ломоносова, философский ф-т). Член Программного комитета I Международной научно-практической конференции «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований» (2018). Научный со-руководителем Международной научной конференции «Экостратегии коммуникации в гибридной реальности». В конференции (14.02.2018, МГУ им. М. В. Ломоносова). Научный руководитель научно-практической конференции «Коммуникация в условиях цифровой трансформации: инновационные парадигмы»16-17 ноября 2018 года, Европейский институт PR (Париж, Франция), РЭУ им. Г.В. Плеханова.
• Международный конгресс MyData. Academic Workshops. Таллинн-Хельсинки (29-31.08.2017) Тезисы, доклад на англ. яз.
• Международный конгресс EUPRERA, Public Relations and the Power of Creativity. Strategic opportunities, innovation and critical challenges. 19th Annual Congress, London, 12th – 14th October 2017. Тезисы.
• Международная конференция «Сharacter assassination of reputation in politics» (George Mason Univ., Washington, США, онлайн-участие, 10.11.2017)
• Международная конференция СТРАТКОМ-2017 (22.11.2017, СПбГУ) Data Turn в стратегической коммуникации: технологии vs. аудитория. Пейзаж после битвы в стиле барокко. Выступление на пленарном заседании.
• Международная научная конференция «Экостратегии коммуникации в гибридной реальности» (14.02.2018, МГУ им. М. В. Ломоносова), выступление с докладом.
• Международная конференция Nordic data journalism (NODA, ун-т Сердерторн, Стокгольм, Швеция, апрель 2018), выступление с докладом на англ. яз.
• Международная конференция «Innovationa dans la communication international (l’Institute Europeen d’ebseignement des Relations Publiques, Париж, Франция, апрель, 2018), выступление с докладом.
• Международная научно-практическая конференция «Визуализация медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методы исследования» (26.04.2016, Челябинский государственный университет), выступление с видеодокладом в качестве ключевого спикера.
• IV Международная научно-практическая конференция «Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы» (Дипломатическая академии МИД РФ, 27.04.2018), выступление с докладом на англ. яз.
• Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2018, модератор секций «Современные интернет-коммуникации» и «Strategic Communication» (на англ.яз.) (апрель, 2018).
• Международная конференция Voices, International Communication Association (ICA, Карлов университет, Прага, 24-28.05.2018), выступление с докладом на англ. яз.
• Международная конференция the Third Annual Tartu Conference on Russian and East European Studies (ун-т Тарту, Эстония, 2018), выступление в качестве дискуссанта на англ. яз.
• VII форум педагогов г. Москвы – 2018 “Надежный учитель – надежная школа – надежный вуз” в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетская среда для учителя» (27.08.2018), выступление с докладом на круглом столе «Техники креативности».
• Международный научный форум EUPRERA “Big Ideas”, 27-29.09.2019, Орхус (Дания), выступление с докладом на англ. яз.
• Член International Communication Association (ICA), EUPRERA, куратор образовательных проектов International Association of Business Communicators /IABC, Russia. Член жюри PROBA IPRA Golden Awards (2012-2017), “Хрустальный Апельсин (2018), эксперт и куратор академической программы Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
ТЕМА ДОКЛАДА
Цифровой бренд-менеджмент территорий в контексте “экономики 4.0” и национальной стратегии “Цифровая экономика РФ” 2017-2025: новые парадигмы исследования